САМЫЙ НОВЫЙ «МОСКВИЧ»

Ю. ГЕРБОВ

Сегодня мы представляем вам «Москвич» с индексом 2140. Его выпуск Московский автомобильный завод имени Ленинского комсомола развернул в десятой пятилетке.

Машина эта, являясь логическим продолжением «москвичевской цепочки» — от ставшего уже историческим «Москвича-401», через модели с индексом 402, 403, 407, 408 и 412, — представляет собой последнее слово автомобильного конструирования и по основным параметрам отвечает мировым европейским стандартам.

— Любой автомобильный завод при создании новой модели, — рассказывает секретарь комитета ВЛКСМ АЗЛК Владимир Сорокин, — естественно, добивается, чтобы она была современной. Все мы, автостроители, стремимся выпустить машину прежде всего безопасную и комфортабельную, долговечную и практичную.

Разумеется, при разработке «Москвичей» четвертого поколения конструкторы сверяли свои решения с тем уровнем, которого достигло в наши дни мировое автомобилестроение. Создателям машины пришлось пробираться через довольно сложный лабиринт различных требований, среди которых не последнее место занимало такое: переход на новую модель необходимо было осуществить без коренной ломки производственных процессов. Вместе с тем мы понимали, что новый «Москвич» не должен стать лишь несколько модернизированным вариантом прежнего. С этой моделью завод вступал в десятую пятилетку, пятилетку качества. И наша задача заключалась в том, чтобы автомобиль прежде всего качественно отличался от предшественника.

Надо ли говорить о том, что одни конструкторы, проектировщики, технологи автозавода никогда бы не справились со столь сложной задачей (да к тому же ее надо было решать в сжатые сроки), если бы не помощь партийной и комсомольской организаций нашего завода. Молодые энтузиасты АЗЛК выдвинули призыв: «Новому «Москвичу» — наш поиск, наш труд, наше новаторство». Без преувеличения можно сказать, что нет ни одного подразделения завода, где комсомольцы и молодежь не думают о том, как улучшить технологию производства, уменьшить металлоемкость, сократить количество операций, до предела механизировать труд.

Сегодня во всех цехах завода развернулось соревнование комсомольско-молодежных бригад за достойную встречу 60-летия Великого Октября. Широко распространилась, к примеру, инициатива бригады кузнеца комсомольца Евгения Льянова: «Работать на сэкономленных материалах». Двести заводских бригад откликнулись на этот призыв. Итоги их труда подводятся ежемесячно, а там, где это возможно по условиям производства, — и еженедельно. Теперь, когда главные мероприятия по освоению выпуска новой машины проведены в жизнь, на повестку дня перед всем коллективом становится вопрос вопросов: борьба за высокое качество продукции, за присвоение нашему новому «Москвичу» государственного Знака качества.



Конвейер не останавливается ни на минуту



Первые метры пути новых машин

Много хороших починов родилось в ходе соревнования, развернувшегося под лозунгом: «Москвичу — высокое качество». Один из них — «Комсомольскую двухлетку — к 60-летию Октября». Первыми на заводе выполнили свои обязательства Николай Судариков — депутат Верховного Совета СССР, член Московского городского комитета ВЛКСМ, инструментальщик, Николай Махонин — лучший молодой токарь отрасли, Иван Мамонтов — фрезеровщик, Евгений Синьков — токарь. Они вышли на рубеж третьего года пятилетки еще в июле.

Уже 128 наших комсомольцев получили право работать на самоконтроле. И что характерно, все эти ребята не только передовые производственники, но и активные рационализаторы, участники движения НТТМ. Здесь уместно привести еще несколько цифр. Сейчас в смотре научно-технического творчества молодежи принимают участие более 500 автозаводцев. Их новаторские предложения активно внедряются в жизнь благодаря усилиям комсомольско-молодежных постов НТТМ, которые действуют во всех цехах. О том, каких результатов позволяет добиться работа молодых энтузиастов, можно судить хотя бы по такому итогу: предыдущий смотр НТТМ, в котором приняло участие около 350 автозаводцев, дал нашему предприятию экономический эффект в сумме 150 тысяч рублей. В предоктябрьском соревновании впереди прессовый цех, цех сварки и инструментальный. Нет сомнения, что результаты прошлого года будут значительно превзойдены комсомольцами и молодежью АЗЛК, вставшими на трудовую вахту в честь славного юбилея.

Что же представляет собой «Москвич» четвертого поколения?

Говоря языком производственников, это машины двух семейств: «Москвич-1500» и «Москвич-1360». Цифры — рабочий объем двигателей — надежных, хорошо зарекомендовавших себя моторов, оставленных от прежних моделей. Агрегаты и узлы обеих базовых машин, за исключением двигателя, сцепления и коробки передач, — одинаковые. Оба семейства имеют и свои разновидности. «Москвичу-1500» с кузовом «седан» присвоен индекс 2140, а с кузовом «универсал» — 2137. Соответственно у машин второго семейства — индексы 2138 и 2136.

Чем же отличаются автомобили от своих предшественников?

Напомним, что в правилах дорожного движения автомобиль называют средством повышенной опасности. Стало быть, конструкция машины должна обеспечивать максимальную безопасность при эксплуатации. Вот почему все модели АЗЛК оснащены сейчас современной и высокоэффективной тормозной системой. Передние колеса снабжены так называемыми дисковыми тормозами, скобы которых имеют по две пары рабочих цилиндров, причем одна из них — с самостоятельной ветвью трубопроводов. Обе связаны с главным тормозным цилиндром, имеющим два последовательно расположенных поршня. Что этим достигается? При выходе из строя одной ветви другая обеспечивает эффективное действие тормозов, не менее чем на 60 процентов от первоначальной. Сегодня это одна из самых совершенных тормозных систем в мире. О любой неисправности и затянутом ручном тормозе водителя предупреждает красная сигнальная лампа. Специальные регуляторы предотвращают блокировку задних колес при резком торможении. Водители знают, к каким неприятностям, вплоть до переворачивания машины, приводит отсутствие такой системы.

Иными стали и шины "Москвича» — низкопрофильные, с оригинальным протектором. Они существенно улучшают ход и управляемость автомобиля.

Введен и ряд других новшеств: автоматизация очистки стекла при движении ночью, система двухрежимной световой сигнализации, аварийные сигналы.

Среди других элементов пассивной безопасности надо отметить трехслойное ветровое стекло, полностью облицованную энергопоглощающим материалом панель приборов, новое рулевое колесо, диаметр которого уменьшен до 380 мм, и др. Кстати, эффективность всех этих элементов безопасности наглядно продемонстрировали состоявшиеся во Франции испытания. Как свидетельство соответствия узлов и систем машины международным нормам безопасности завод получил право нанести знак «Е» на правой части кабины под капотом двигателя.

Коренным образом изменилась внутренняя отделка автомобиля. Попросту говоря, в нем стало приятнее и удобнее ездить. Стала значительно шире спинка заднего сиденья, а передние имеют теперь спинки и подушки, которые будут надежно удерживать водителя и пассажиров даже при крутых поворотах. Весь кузов изнутри и капот двигателя оклеены специальным шумоизолирующим материалом. Установлена новая выпускная система с тремя ступенями глушения. Меньше стал и шум впуска воздуха.

Всем нововведениям, о которых здесь рассказано, сопутствовало и изменение внешнего облика автомобиля. Он получил иные, более современные по форме передние и задние крылья, наружные панели дверей, капот и крышку багажника, декоративные решетки из пластмассы и, наконец, усиленные резиновыми бандажами бамперы. Формы кузова стали гармоничнее, меньше дробят их декоративные детали, широко использовано черное матовое покрытие. Помимо чисто внешнего впечатления, все эти новшества имеют и существенную функциональную нагрузку: улучшилась динамика машины, сократилось количество точек, в первую очередь подверженных коррозии.

Естественно, что работа над улучшением «Москвичей» продолжается. Конструкторы и рабочие АЗЛК, комсомольцы и молодежь завода повседневно работают над тем, чтобы новая машина стала еще долговечнее, надежнее в эксплуатации, чтобы она с честью несла на дорогах мира марку автозавода имени Ленинского комсомола.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
(в скобках — данные для «универсала»)

 

«МОСКВИЧ-1500»

«МОСКВИЧ-1360»

Габаритные размеры, мм:

 

 

длина

4250

1360

ширина

1550

1550

высота

1480

1480

клиренс

173

173

база

2400

2400

колея

1270

1270

Вес, полный, кг

1080 (1120)

1080 (1120)

Скорость, км/ч

140

120

Рабочий объем двигателя

1478

1358

Число цилиндров

4

4

Кузов

несущий, четырехдверный, пятиместный

Шины, дюймы

6,45-13

6,45-13

Подвеска колес

передняя — независимая, пружинная; задняя — зависимая, рессорная; амортизаторы — гидравлические, телескопические.



РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЙКЕ МОДЕЛИ

«Москвич-1500» с индексом 2140 — дальнейшее конструктивное развитие широко известной модели «412», при большом внешнем сходстве, по существу, совсем новый автомобиль.

В кузове изменена конфигурация переднего и заднего оперения, крышек капота и багажника (см. рис. 1). Они стали более прямоугольными, строгими и элегантными. Разработана новая облицовка радиатора и задней части автомобиля, выполненная из черной матовой пластмассы. По краю ее установлен узкий хромированный молдинг. Прямоугольные фары, органически вписавшиеся в строгие линии облицовки, на небольшой части машин оборудованы грязеочистительными щетками. Ручки дверей сделаны заподлицо с поверхностью кузова и по внешнему виду и конструкции аналогичны установленным на все модификации «Жигулей». На крышке багажника справа над стоп-сигналом укреплена хромированная площадка с рельефной надписью «Москвич», составленная из прописных (заглавных) латинских букв. Ниже, под стоп-сигналом, симметрично заднему белому фонарю размещена такая же прямоугольная хромированная площадка, но меньшего размера, с числом «1500», обозначающим рабочий объем двигателя, выраженный в кубических сантиметрах. Передний и задний хромированные буфера в одной четверти от края с каждой стороны имеют черные пластмассовые клыки прямоугольной формы. Внутренняя часть капота затянута стеганным «ромбиками» одеялом из синтетического материала.

Салон автомобиля оборудован сиденьями новой конструкции с более глубокими спинками и подушками, удерживающими водителя от боковых перемещений. Обивка сидений предусмотрена в двух вариантах: из перфорированной искусственной кожи и буклированной синтетической ткани. Сочетания цветов самые разнообразные: чисто черный, темно-серый с черным, бордо с малиновым, темно-зеленый с малахитовым и т. д.

Панель приборной доски полностью облицована черным энергопоглощающим материалом. Такое же покрытие сделано на кожухе печки и средней части рулевого колеса. Фактура поверхности напоминает мелкотисненую кожу или кожзаменитель.

Рулевое колесо уменьшенного диаметра имеет более «полный» обод, удобный в длительных поездках. Рукоятка рычага переключении передач в форме «гусиной головы» черного цвета. На ее поверхность нанесена схема перемещения рычага при включении передач. У педалей — стандартная форма и расположение, принятое на прежних модификациях «Москвича».

Моделистам интересно будет узнать, что на «2140» применена новая, мало известная еще широким кругам автолюбителей в нашей стране и за рубежом оригинальная система световой сигнализации. Стоп-сигналы и указатели поворотов днем горят более ярко, а ночью (во избежание ослепления водителей сзади идущих машин) — слабее. Переход на «ночной» режим происходит автоматически при включении наружного освещения. На случай вынужденной остановки, когда необходимо известить других водителей, чтобы они объезжали автомобиль, предусмотрена аварийная сигнализация. При ее включении работают в мигающем режиме все указатели поворота.

Оборудовав модель соответствующими электрическими приборами («реле-мигалка» и добавочное сопротивление), имитирующими работу новой системы световой сигнализации, моделисты получат очки за дополнительные «позиции» переключений.

Цветовая гамма окрасок кузовов обширна. Большинство машин на заводе окрашивают синтетическими эмалями в яркие цвета: синий, зеленый, красный, белый, коричневый и т. д., с обилием промежуточных оттенков. Часть автомобилей покрывается лессирующими (с добавлением алюминиевой пудры) синтетическими эмалями, придающими машинам особенно элегантный вид.

Р. ОГАРКОВ





Рис. 2. Приборный щиток автомобиля «Москвич-2140»: 1 — регулятор подачи теплого воздуха, 2 — комбинация контрольно-измерительных приборов, 3 — ручка насоса смывателя стекла, 4 — включатель стеклоочистителя, 5 — радиоприемник, 6 — вещевой ящик, 7 — регулятор подачи холодного воздуха, 8 — включатель освещения салона, 9 — включатель подсветки приборов, 10 — замок зажигания, 11 — включатель вентилятора отопителя.



Рис. 3. Расположение узлов и агрегатов: 1 — бампер, 2 — декоративная решетка, 3 — двигатель, 4 — рулевая колонка, 5 — сиденье регулируемого типа с подголовником, 6 — ручка стеклоподъемника, 7 — подлокотник, 8 — бортовой указатель поворота, 9 — утопленная ручка двери, 10 — решетка вентиляции салона, 11 — трехкамерный глушитель шума выпуска, 12 — телескопический амортизатор задней подвески, 13 — карданный вал, 14 — рычаг ручного тормоза, 15 — рукоятка переключения передач, 16 — коробка перемены передач, 17 — дисковые тормоза переднего моста, 18 — передняя подвеска, 19 — поперечная тяга рулевого механизма, 20 — главный редуктор с дифференциалом, 21 — запасное колесо, 22 — бензобак, 23 — травмобезопасное рулевое колесо, 24 — рукоятка указателя поворота, 25 — рукоятка переключения ближне-дальнего света.

Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1977, №11
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100