Архив журнала Моделист-Конструктор
ЛУЧШИЕ АЭРОСАНИ 20-хН. ИГОРЕВ, инженер
С первых дней установления в России Советской власти правительство молодой республики, особое внимание уделяло развитию автотранспорта. Так, уже 6 ноября 1918 года была образована научная автомобильная лаборатория, выросшая впоследствии в широко известный Научно-исследовательский автомобильный и автотракторный институт (НАТИ).
Приближавшаяся зима 1918/19 года остро поставила вопрос о спешной разработке для частей Красной Армии вездеходных транспортных средств, в частности аэросаней. Для проведения исследовательских работ и проектирования снегоходов новых типов по предложению Н. Е. Жуковского была создана Комиссия по постройке аэросаней - КОМПАС. В ее состав вошли представители научно-исследовательских институтов, виднейшие советские конструкторы - Е. А. Чудаков, А. Н. Туполев, А. А. Микулин, А. А. Архангельский, Д. К. Карельских, А. С. Кузин, В. С. Стечкин, А. В. Петляков. Под их руководством были разработаны аэросани нескольких типов. В 1920 году в мастерских КОМПАС построили машины конструкции Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина, которые использовались на фронтах гражданской войны, принимали участие в ликвидации кронштадтского мятежа в 1921 году. После окончания гражданской войны в 20-е годы проектируются более совершенные аэросани. Их опытные образцы всесторонне проверяются в длительных пробегах, сочетавших испытательную работу с агитационно-массовой пропагандой среди населения. И как результат этой целенаправленной деятельности уже в самом конце десятилетия появляется на свет, пожалуй, самая удачная модель саней того периода HATИ-IX под авиационный двигатель мощностью 130 л. с.
При испытаниях на льду Финского залива эти сани, сконструированные под руководством А. С. Кузина и Б. В. Шишкина, развили скорость до 135 км/ч. Идеи, заложенные в эту машину, оказались настолько рациональными, что было принято решение о ее серийном производстве на одном из московских заводов. Компетентная комиссия общества «Автодор», под эгидой которого в то время развивался аэросанный транспорт в нашей стране, считала необходимым начать регулярное сообщение между Архангельском и Пинегой с обслуживанием аэросанями HATИ-IX. Такую линию открыли, и она эксплуатировалась в течение ряда лет, демонстрируя преимущества аэросаней в зимнее время перед другими видами транспорта.
* * *
Аэросани НАТИ-IX выполнены по трехлыжной схеме с полузакрытым корпусом. Лыжи и корпус деревянные. Последний разделен на три самостоятельные части: кабины - водителя и пассажирская, а также моторный отсек, где располагался двигатель. Первую кабину сделали открытой, двухместной. Здесь сосредоточивались механизмы управления машиной и двигателем, размещалась приборная доска. От встречного потока воздуха водителя и механика защищало ветровое стекло.
Пассажирская кабина - четырехместная, закрытая, с сиденьями, расположенными друг против друга. Для посадки пассажиров в левом борту аэросаней предусмотрена дверь. Пассажирский отсек отделен противопожарной металлической переборкой от моторного. Последний образован профилированной косынкой, торцевая часть которой представляет собой моторную таль с закрепленным на ней двигателем. Перед ним, в промежутке между вырезом косынки и противопожарной перегородкой, устанавливается масляный бак, закрытый легкосъемным капотом. Ниже - топливный бак с заправочной горловиной.
Корпус аэросаней несущий, состоит из двух боковин, соединяемых трубчатыми поперечинами, брусками, обшивкой пола, верхними перекрытиями носовой части и пассажирской кабины. Боковины фермы выполнены из продольных брусков-лонжеронов и вертикальных стоек. В передней части корпуса боковины стыкуются с помощью двух металлических косынок, служащих опорными площадками кожуха переднего амортизатора лыжи.
В задней части корпуса, снизу имеются ушки для установки полуосей подвески лыж. На поворотной стойке передней подвески монтируется управляемая лыжа и рычаг (румпель), соединенный с механизмом рулевого управления. Стойка, на которой крепится лыжа, одновременно является и амортизатором. В средней ее части есть фланец, которым она опирается на верхнюю пружину. При тряске во время движения аэросаней эта спиральная пружина сжимается, смягчая удары. С нижней стороны фланца помещается вторая (обратная) пружина.
Задняя подвеска состоит из полуосей (правой и левой), разгрузочных подкосов и амортизационных стоек, шарнирно закрепленных на корпусе аэросаней.
Полуось представляет собой трубчатую балку с ушковой вилкой. На внешнем конце балки есть посадочное место для лыжи. Задняя амортизационная стойка соединяется с верхним узлом на корпусе. Достаточно большой ход пружины амортизатора обеспечивает машине плавность движения. На консольную часть полуоси постоянно действуют изгибающие нагрузки, особенно сильные во время поворотов и преодоления препятствий. Для их уменьшения задняя подвеска снабжена разгрузочными подкосами.
Лыжи - деревянные, открытые, Т-образной формы с плоской, по бокам скругленной подошвой и небольшим сужением В хвостовой части. Продольная жесткость обеспечивается вертикальным ребром - лонжероном. Подошва - с металлической окантовкой. Длина передней лыжи 3050 мм, задних - 3400 мм, причем последние снабжены тормозными механизмами штыревого типа. На каждой лыже по два штыря по обе стороны лонжерона.
Двигатель авиационный М-11, пятицилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения, мощностью 100 л. с. На хвостовике коленчатого вала двигателя с помощью втулки крепится двухлопастный деревянный блочный воздушный винт Ø2,4 м. Для его ограждения используются правая и левая трубчатые фермы, закрепленные на корпусе аэросаней и на моторной тали и окрашенные яркой, обычно красной, краской.
Несколько слов о приборной доске в кабине водителя. На ней установлены: масляный манометр и термометр, выключатели и переключатели двух магнето. Для быстрого запуска двигателя система зажигания имеет ручное пусковое магнето, обеспечивающее подачу интенсивной искры в цилиндры, когда мощности основных магнето недостаточно.
В носовой части аэросаней - фара для освещения пути в ночное время. В пассажирской кабине установлены плафоны внутреннего освещения. Электропитание ламп - от аккумулятора.
СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ
Аэросани НАТИ-IX как прототип будущей модели можно рекомендовать начинающим спортсменам. У них простые обводы корпуса, несложная подвеска лыж Выбирая масштаб копии, нужно помнить, что он по правилам соревнований по автомодельному спорту должен быть кратным единице. Двигатель модели - серийный, компрессионный, отечественного производства, рабочим объемом 1,5 или 2,5 см3.
Большое значение при оценке судейской коллегией модели на соревнованиях имеет качество изготовления копии. Особенно ее окраска - без пятен, потеков, следов кисти. Следует обратить внимание на тщательную отделку кабины водителя (руль, педали, приборная доска) и пассажирской (сиденья, дверь, плафон освещения салона).
Корпус выклеивают из стеклоткани. В нем вырезают окна пассажирской кабины и дверной проем. Заготовка тщательно обрабатывается и подготавливается к окраске. После се окончания накладывают по проему двери и по вырезу кабины металлические косынки. В задней части верхние лонжероны боковин, выходящие в моторный отсек, скрепляются стенкой противопожарной перегородки и моторной косынкой с талью. Она опирается на верхнюю поперечную трубу с выходящими наружу ушковыми законцовками, к которым подсоединяется задняя амортизационная стойка подвески лыж.
При изготовлении задней подвески нужно учитывать, что посадочное место втулки кабанчика ограничено с внутренней стороны приваренным точеным кольцом с двумя развернутыми под 90 ° ушками. К одному из них крепится разгрузочный подкос полуоси, к другому амортизационная стойка. Свободный внешний конец трубчатой полуоси длиннее втулки кабанчика. На ее хвостовик надевается лыжа и закрепляется точеным кольцом и конусным болтом - они ограничивают горизонтальные перемещения лыжи. Кабанчик лыжи - трубчатый, сварной, представляет собой пирамиду из шести труб, сверху приваренных к втулке, а снизу имеющих металлические косынки, соединенные с подошвой.
При отделке кабины водителя сначала скрашивается ее внутреннее пространство, затем монтируется пенопластовое сиденье, целлулоидная приборная доска, рулевая колонка, устанавливаются педали управления.
Дверь после окраски навешивается на петлях. К ней подгоняется простейший модельный замок. Законченный, «настоящий» вид модели придадут мелкие детали оформления - подножки на бортах кабин и лыжах, окантовки стекол, ручки, фара, декоративная обшивка пассажирской кабины. Важно правильно изготовить макет мотоустановки, который должен имитировать ее в соответствующем масштабе. Лучший материал для густооребренных цилиндров макета - эбонит.
|
1 - передняя управляемая лыжа. 2 - румпель лыжи, 3 - рулевая тяга, 4 - кожух переднего амортизатора, 5 - фара, 6 - металлическая опора передней колонки, - корпус, 8 - ветровое стекло, 9 - рулевое колесо, 10 - сиденье водителя и механика, 11 - переднее стекло пассажирской кабины. 12 - дверь кабины, 13 - плафон освещения, 14 - боковое стекло, 15 - съемный капот, 16 - ограждение воздушного винта, 17 - масляный бак с заправочной горловиной, 18 - подмоторная косынка, 19 - двигатель, 20 - подмоторная таль, 21 - втулка крепления воздушного винта, 22 - воздушный винт, 23 заправочная горловика» 24 - топливный бак, 25 - задняя амортизационная стойка, 26 - упорные подкосы лыжи, 27 - задняя полуось. 28 - пружина тормозного рычага, 29 - тормозной механизм. 30 - вертикальная стойка кабанчика лыжи, 31 - стойка, 32 - задняя лыжа, 33 - тормозной трос, 34 - разгрузочный подкос полуоси, 35 - поперечная труба корпуса с узлом крепления разгрузочного подкоса, 36 - подножка на лыже, 37 - подножка, 38 - пассажирское сиденье, 39 - батарея, 40 - педаль тормоза, 41, 42 - рулевое управление. |
Чертежи для печати
|