Архив журнала Моделист-Конструктор
Аэросани НКЛ-16/42Первый вариант трехлыжных азросаней HKЛ-16, изготовленный в 1937 году под руководством главного конструктора Н. М. Андреева, выпускался промышленностью серийно в транспортном и санитарном исполнении. Усовершенствованная модель машины, выполненная по четырехлыжной схеме и получившая обозначение НКЛ-16/41, выпущена в 1940—1941 годах. С 1942 года эти сани в значительно улучшенном варианте выпускались под индексом НКЛ-16/42. О них наш рассказ.
Аэросани всех серийно выпускавшихся типов, в том числе НКЛ-16, НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42, широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. В боевых условиях они по бортам буксировали прицепные волокуши, в которых размещались бойцы с пулеметом и второй номер расчета с необходимым боекомплектом. Кроме того, огонь из автоматов могли вести через открывающиеся в крыше корпуса люки сидящие в машине бойцы.
Скомплектованные аэросанные транспортные батальоны успешно выполняли многочисленные задания командования Советской Армии по разведке и связи, а также работали с подразделениями боевых аэросаней НКЛ-26. Это позволяло не только проводить неожиданные для противника налеты для уничтожения живой силы, но и при необходимости оперативно высаживать десантные группы для закрепления захваченных у врага опорных пунктов и территорий.
|
Аэросани НКЛ-16/41 (редкий снимок военных лет)
Аэросани НКЛ-16/42 были выполнены для увеличения внутреннего объема кабины и более удобного размещения бойцов с бортами, имеющими наружную выпуклость. Это дало возможность расширить кабину (по сравнению с НКЛ-16/41) более чем на 100 мм, бензиновый бак разместить внутри корпуса в его задней части (он отделен от кабины съемной переберкой). Передняя часть корпуса (передняя стенка) скруглена. Амортизационные стойки стали длиннее, а узел их крепления был выполнен на кронштейнах, приваренных к стойкам моторной рамы. Это разгрузило корпус, так как его задняя часть при этой схеме не опиралась на амортизационные стойки, а была подвешена на стержнях моторной рамы, что повысило прочность корпуса. В остальном конструкция аэросаней НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42 совершенно одинакова.
Корпус аэросаней состоит из деревянного каркаса набора поперечных шпангоутов и продольных стрингеров и обшит фанерой. В местах установки силовых узлов и крепления агрегатов машины вклеены усиливающие бобышки с фанерными внутренними кницами.
Переднее ветровое стекло разделено стойкой. По правому борту расположены два боковых оконных проема и застекленный проем в передней двери. По левому борту окно прорезано только в передней двери. Задняя дверь более широкая, предназначена для посадки и высадки бойцов с вооружением и для загрузки машины ящиками с боеприпасами, бочками с горючим и т. п.
Все три двери корпуса навешены на выносные петли и запираются пружинными штыревыми замками, предотвращающими самопроизвольное открытие во время движения. Ручки обтекаемой формы установлены снаружи на поворотные оси замков.
В крышке корпуса выполнены два откидных люка: передний справа от водителя (над соседним с ним местом), задний по центру корпуса.
Все лыжи деревянные, взаимозаменяемые. Они Т-образной формы, открытого типа, с кронштейном-кабанчиком, изготовленным из углового железа, к стойкам приварена усиленная по краям втулка. Подошва лыж фанерная, окованная снаружи сталью. Лонжерон верхнее продольное ребро лыжи из сосновой доски, скреплен с подошвой металлическими угольниками и лапками, образованными стойками кабанчика.
На подошве лыж установлены металлические подрезы, обеспечивающие устойчивость хода аэросаней и предотвращающие заносы машины и боковое скольжение. Все лыжи снабжены тормозными механизмами ногтевого типа. Управление тросовое, одностороннее, раздельное. Левая тормозная педаль, укрепленная на полу в кабине водителя, приводит в действие тормоза задних лыж, правая педаль тормоза передних.
Все лыжи имеют независимую подвеску. Втулками кабанчиков они кадеты на концы полуосей и закреплены специальными колпаками, которые фиксируются вставляемыми в отверстия в колпаке и полуоси валиками. Крепление полуосей к узлам корпуса выполнено на карданных сочленениях. Внешние концы полуосей у втулки кабанчика имеют ушки для подсоединения тяги управления, одновременно выполняющей роль разгрузочного подкоса.
В этом же месте на полуоси сделано и второе ушко для соединения с нижней стойкой амортизатора. Амортизаторы выполнены с двумя пружинами основной и обратной. Верхние стойки амортизаторов оканчиваются шаровыми шарнирами и прикреплены к узлам их подвески накидными гайками. На аэросанях НКЛ-16/42 задние стойки имеют большую длину, чем передние.
Направление движения аэросаней и одновременный поворот всех лыж осуществляются рулевым колесом, размещенным с левого борта по ходу машины. Управление смешанного типа тросовое и с помощью тяг.
Рулевое колесо посажено на рулевую трубу, на которой имеется барабан с канавками для намотки рулевого мягкого троса. На барабане трос фиксируется зажимным роликом. Далее трос через направляющие ролики идет к главному валу, расположенному на полу, в центре кабины аэросаней. Для уменьшения усилия при выполнении поворота в систему тросов введен двойной роликовый блок. Для этого на главном валу установлен одноплечий рычаг с колонкой роликов на его головке. Тросы проходят через этот блок и качающийся ролик, размещенный в хвостовой части корпуса. На главном валу, снаружи на бортах машины, установлены двухплечие сошки, к которым подсоединяются жесткие трубчатые тяги с вильчатыми резьбовыми наконечниками, связывающие сошки с полуосями подвески лыж. За счет резьбовых наконечников регулируется длина тяг и параллельность лыж по отношению к продольной оси машины. Для одновременного поворота лыж (а они должны поворачиваться в разные стороны) тяги с сошкой главного вала смонтированы следующим образом. Правая тяга управления передней лыжей крепится к верхнему ушку сошки, а правая задняя к ее нижнему ушку.
С левой же стороны взаимное расположение к левой сошке обратное.
Скорость движения изменяется только за счет частоты вращения воздушного винта, то есть коленчатого вала двигателя. Для этого служит педаль «газа» средняя педаль в кабине водителя (размещенная между тормозными педалями), которая соединена тросом с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя.
В кабине водителя имеются два сиденья. Левое по ходу машины водительское регулируется под рост сидящего на нем человека, справа пассажирское. Перед водителем располагается приборная доска с указателями приборов, тумблерами осветительных точек, замком зажигания с переключателем магнето двигателя, пусковым ручным магнето, воздушным насосом и воздушным трехходовым краном топливной системы и кнопкой электрического стартера пуска двигателя.
Стартер и генератор установлены на специальных кронштейнах слева и справа у нижних цилиндров двигателя.
Между втулкой воздушного винта и диском находится шкивок с проточенной в нем канавкой под клиновидный ремень. Этот ремень осуществлял привод генератора.
Выхлопные патрубки цилиндров индивидуальные.
Они имеют на концах косые срезы, которые располагаются по потоку встречного воздуха. За счет среза при движении аэросаней происходит интенсивный отсос выхлопных газов, что улучшает очистку камеры сгорания и увеличивает ее наполнение свежей рабочей смесью.
Двигатель установлен на подмоторной раме, к кольцу которой он крепится специальными болтами. Рама представляет собой пространственную сварную ферму. В нижнем части она заканчивается двумя вильчатыми проушинами; ими она и крепится к ушкам силовых узлов корпуса. Спереди (по ходу аэросаней) к стойкам рамы приварены ушки, к ним подсоединены упорные подкосы рамы.
Упорные подкосы вторым концом также крепятся к узлам на корпусе, образуя еще две точки ее крепления. На подкосы ставится поперечная труба, на которую навешивается масляный бак. В бак заливается запас масла, необходимый для обеспечения работы двигателя.
Бензиновый бак фиксируется на специальных ложементах стальными лентами. Для затяжки лент в них имеются резьбовые муфты. Конструкция бака клепаная, из оцинкованного железа. Швы и заклепочные соединения пропаяны. Бак имеет горловину, закрывающуюся герметичной, навертываемой на резьбу пробкой.
На хвостовике коленчатого вала двигателя установлен двухлопастный деревянный воздушный винт. Лопасти на концах и по рабочей кромке имеют металлическую оковку. На двигатель винт крепится через промежуточную деталь втулку винта. Сам винт зажимается болтами между фланцами втулки. Она устанавливается на конусный хвостовик коленчатого вала на шпонке, затягивается корончатой гайкой и шплинтуется.
Для обеспечения безопасности зона вращения воздушного винта защищена трубчатой фермой ограждением винта. Ограждение окрашивается яркой красной краской.
И. ЮВЕНАЛЬЕВ
|
Рис. 4. Размещение органов управления в кабине водителя: 1 сиденье, 2 корпус, 3 жгуты электрической проводки, 4 счетчик оборотов коленчатого вала двигателя, 5 откидное ветровое стекло, 6 переключатель зажигания, 7 указатель давления воздуха в топливном баке, 8 указатель давления масла в системе, 9 ручное пусковое магнето, 10 воздушный насос, 11 педаль тормозов задних лыж, 12 педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора (газом), 13 колонка роликов; 14 педаль тормозов передних лыж, 15 тросы управления.
Рис. 5. Подогреватель воздуха на входе в карбюратор: 1 патрубок крепления к цилиндру, 2 фланец подсоединения подогревателя к карбюратору 3 раструб, 4 кожух, 5 перегородка, 6 патрубок выхода выхлопных газов.
|
Рис. 1. Внешний вид аэросаней НКЛ-16/42: 1 буксирная скоба, 2 кабан передней лыжи, 3 фара, 4 пружина, 5 ветровое стекло, 6 корпус, 7 люк передний, 8 люк задний, 9 подкос моторной рамы, 10 обтекатель масляного бака, 11 ограждение воздушного винта. 12 воздушный винт, 13 выхлопные патрубки, 14 мотор М-11, 15 генератор, 16 моторная рама, 17 узел крепления задней амортизационной стойки на моторной раме, 18 задняя амортизационная стойка, 19 задняя лыжа, 20 полуось лыжи, 21 кабан задней лыжи, 22 узел крепления полуоси на корпусе, 23 бензобак, 24 дверь кабины, 25 сошка управления, 26 тяги управления, 27 дверь водителя, 28 передняя амортизационная стойка, 29 тормозной механизм, 30 передняя полуось, 31 лыжа, 32 узел крепления передней амортизационной стойки на корпусе, 33 карданный узел крепления полуосей. |
Рис. 6. Схема управления лыжами аэросаней НКЛ-16/42: 1 лыжа передняя, 2 шарнирный узел крепления полуоси, 3 рулевое колесо, 4 барабан для намотки трога управления на рулевой трубе, 5 рулевой трос, 6 бортовые тросовые ролики, 7 колонка роликов, 8 ролик рычага привода главного вала управления, 9 рычаг главного вала, 10 ролик блока, 11 задняя полуось, 12 задняя лыжа, 13 тяга управления задней лыжей, 14 главный вал рулевого управления, 15 сошка (левая), 16 тяга управления передней лыжей, 17 регулировочная вилка тяги. |
Рис. 7. Лыжа и ее тормозное устройство: 1 подрез, 2, лента подреза, 3 стяжные заклепки, 4 фанерная обшивка лонжерона, 5 лонжерон, 6 стойки кабана, 7 рычаг тормоза, 8 ушко пружины, 9 втулка кабанчика, 10 усиливающий обод втулки, 11 трос тормоза, 12 угольник крепления лонжерона, 13, 14 болтовое крепление, 15 обратная пружина тормоза, 16 тормоз, 17 окно тормозного рычага, 18 ось тормозного рычага, 19 усиливающая накладка, 20 болтовое крепление подреза, 21 подошва лыжи (стальная), 22 лента крепления подошвы, 23 усиливающие продольные подкладки подошвы, 24 подошва лыжи (фанерная).
Чертежи для печати
|