Архив журнала Моделист-Конструктор
"ПОРШЕ" НЕ ПОКИДАЕТ ТРАССЫНа соревнованиях 1979 года по трассовому моделизму, прошедших в Воркуте, всеобщее внимание привлекла модель автомобиля «Порше-928», выполненная Виктором Новожиловым из заполярного поселка Халмер-Ю. Мастерское исполнение, аккуратная проработка деталей, в том числе передней части салопа, принесли ей высокие баллы при стендовой оценке. Ходовые качества были также многообещающими. Вот выигран один заезд, другой, но... соревнования есть соревнования, при выходе из подъема на поворот маленький автомобиль взлетает в воздух - следует удар об пол, и выдавленный из оргстекла верх корпуса разлетается вдребезги. Перемотанный изолентой «порше» продолжил соревнования, однако претендовать на призовое место, понятно, уже не мог.
Мы решили поместить здесь чертежи прототипа не только как своеобразное утешение для Вити и как залог того, что «порше», повторенный еще не раз, останется жить в трассовом моделизме, но и потому, что эта машина действительно представляет собой заметное явление в автомобилестроении.
С тех пор как западногерманская фирма «Порше» выпустила на рынок свою модель «928», этот автомобиль уже успел собрать весьма солидный букет восторженных определений - «звезда Штутгартского салона», «суперавтомобиль», «лучшая модель 1977 и 1978 годов» и т. д. В чем же причина подобной популярности?
Кроме чисто технических достоинств («автопилот», фирменный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров мощностью 240 л. с., пятиступенчатая коробка передач, оригинальная задняя подвеска, центральная система оповещения водителя о неполадках и многое другое), модель чутко отражает психологию покупателей вполне определенной категории. Прежде всего это те, кто разбирается в автоспорте, стремится подражать знаменитым гонщикам и поэтому хочет иметь автомобиль достаточно престижный со «спортивной» точки зрения, но в то же время комфортабельный и безопасный.
Представленный в М1:24 чертеж прототипа (рис. 1) и дополнительные рисунки предлагаются для изготовления трассовой модели класса В (по «воркутинской» классификации) или класса С/24 по классификации, принятой в ЧССР. Форма корпуса «Порше-928» требует некоторых комментариев. Раздраженные успехом конкурентов, английские обозреватели назвали «порше» гадким утенком, из которого, может быть, разовьется новая ветвь автомобильных «лебедей». Но это, право, чересчур сильный упрек дизайнерам фирмы. «Порше» на первый взгляд мало чем отличается от машин своего класса и времени, хотя неординарность форм действительно сразу бросается в глаза. Художники-проектировщики отказались от модной ныне угловатости кузова, придав автомобилю мягкие, закругленные формы, напоминающие наивные рисунки начала 60-х годов «автомобилей далекого будущего». Особенно смело выглядит сильно скругленная задняя часть машины, которой до сих пор никто не решается подражать. А ведь сложная мягкость линий достигается фактически за одну операцию: передняя и задняя оконечности автомобиля выполнены из упругого полиуретана; эти массивные бамперы надежно предохраняют машину от последствий столкновений. При копировании кузова необходимо помнить, что подобные детали обычно имеют характерный округлый вид, и поэтому бамперы надо выполнить тщательно, причем использовать мягкие породы дерева. Основание корпуса выклеивают из стеклоткани на болванке; при съеме застывшей заготовки ее придется разрезать. Всю верхнюю часть выдавливают из тонкого оргстекла. Качество отделки модели должно быть безупречным, поверхность - зеркальной.
Все специалисты сходятся во мнении, что «Порше-928» лучше всего смотрится... сверху. Ну что ж, именно в этом ракурсе и «работает» на зрителя трассовая модель.
Публикуя чертежи, мы в первую очередь рассчитываем на опытных моделистов. В этом случае вряд ли имеет смысл предлагать какие-либо рекомендации по проектированию шасси - у каждого свои «секреты», да и «заветные» моторчики у всех разных марок.
А вот в помощь начинающим трассовикам мы попросили ученика 7-го класса московской школы № 882, члена кружка трассового моделизма СЮТ Тушинского района Юру Волка разработать несложную конструкцию из доступных материалов (рис. 4).
Основу рамы этого шасси составляют две боковые фермы, спаянные из прямых и изогнутых по чертежу спиц. Фермы соединяются распоркой. Далее, продев ось в задние подшипники, припаивают их к нижней стороне верхних балок: боковых ферм. При надетой на ось ведомой шестерне редуктора намечают место установки электродвигателя с ведущей шестерней, при этом ось двигателя должна лежать ниже верхних балок боковых ферм. Исходя из найденного положения моторчика, в плоскости его самого широкого сечения припаивают верхние балки подмоторной рамы, а нижние окончательно фиксируют положение двигателя и не дают ему проваливаться (детали 5, 6, и 9 идентичны).
Из полоски белой жести вырезают хомутик. Один его край обжимают прямо на детали 6. Затем хомутик изгибают по моторчику, причем чертилкой намечается место сопряжения полоски со второй верхней балкой подмоторной рамы. Здесь делают небольшую складку (см. чертеж), которая и служит замком хомутика, если последний слегка натянуть и завести складку под балку. Окончательный рабочий зазор в редукторе можно отрегулировать небольшими прокладками под двигатель.
Контактно-направляющий узел изготавливают из полозка под раздвижные стекла в сервантах или книжных полках. Срезав крайние вертикальные стенки и доработав оставшуюся, необходимо пропилить надфилем небольшие фиксирующие пазы и просверлить (или проколоть шилом) тонкие отверстия. Далее следует вставить токосъемники и прикрутить их тонкой проволочкой. Две балки рычага токосъемника припаивают к площадке. Она имеет небольшие отбортовки вниз, которые служат ограничителями разворотов модели относительно поводка. С противоположной стороны к балкам припаивают трубку. Ось рычага продевают сквозь щеки-подшипники и трубку фиксируют гайкой. Рычаг подпружинивается резинкой.
Передние подшипники на модели отсутствуют. Их заменяют вертикальные кусочки спиц, между ними свободно ходит вверх-вниз передняя ось.
Порядок сборки задней оси. Сначала следует припаять к оси водило, надеть ведомую шестерню и вставить ось в подшипники, не забыв про шайбу между подшипником и водилом. Затем надевают ограничительную шайбу и припаивают ее с наружной стороны к оси. Упорная втулка регулирует положение второго колеса. Точенные из дюралюминия диски колес сажают на резьбе на ось, поджимают их шайбами-фиксаторами и припаивают последние к оси.
Переднюю ось фиксируют от осевого перемещения ограничительными шайбами, припаянными к оси с внутренней стороны, а упорные втулки припаивают на нужном расстоянии от конца оси. Диски крепят на передней оси так же, как и на задней.
Наконец, следует изготовить и припаять опорные узлы (детали 14, 17, 27, 28), к которым с помощью мелких шурупов привертывают деревянные колодки, вклеенные в готовый корпус модели.
В заключение хочется сказать несколько слов об особенностях прототипов моделей класса В. Узкие шины колес, узкая колея, высокое положение центра тяжести делают маленькие копии машины подобного класса недостаточно устойчивыми. Примерно 70% сходов моделей класса В в Воркуте было связано с вылетом поводка из ведущей щели либо при смене режима движения. Сегодня еще нельзя привести готовый рецепт, как устранить этот специфический недостаток. Может быть, следует поработать над поводком, которому явно мало предоставленных двух степеней свободы относительно корпуса, или искать еще более оптимальное распределение месс по оси модели? Вероятно, стоит попытаться «заизолировать» шасси от капризов задних колес мягкой подвеской.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОПИРОВАНИЮ КУЗОВА МОДЕЛИ
Машину красят в самые разнообразные цвета, однако при этом соблюдают правило - окраска должна быть достаточно контрастной для многочисленных черных элементов отделки. Поэтому черный и темно-синий цвета здесь не применяются. Наиболее характерный колер - белый, ярко-малиновый, ярко-зеленый, «голубиный». Черные: окантовка стекол, зеркала заднего вида, светоблоков, стеклоочистители, омыватели лобового стекла и фар, утопленные дверные ручки, головка радиоантенны. Хромированы только тонкие ободки выдвижных фар. Диски колес из магниевого сплава. В отверстиях дисков колес видны более светлые диски тормозов. Рисунок протектора - елочка. Номерные знаки крепят к плоскостям, на которых на наших чертежах нанесены цифры «928». Надпись «porsche» на заднем бампере выполнена «в тело» при литье этой детали и имеет общий с машиной цвет. Омыватели фар лежат как бы в круглых углублениях-блюдцах. Передний светобпок имеет следующий порядок цвета стекол подфарников (от центра к периферии): белый, белый, желтый (противотуманный); задний светоблок - желтый, темно-красный, ярко-красный, белый. На капоте и в центре дисков колес расположена марка фирмы «Порше» - геральдический герб. Отделка салона может быть разнообразной, однако наиболее эффектно смотрятся сиденья с центральной тканевой вставкой в мелкую шахматную клетку.
И. НИКОЛАЙЧУК
|
Рис. 4. Шасси модели автомобиля «Порше-928»: 1 - задняя ось (спица диам. 2 мм), 2 - задний подшипник (медная трубка), 3 - ограничительная шайба, 4 - диск колеса (Д16Т), 5 - нижняя балка подмоторной рамы (спица диам. 1 мм), в - верхняя балка подмоторной рамы (спица диам. 1 мм), 7 - трубка, 8- круглая резина диам. 1 мм, 9 - распорка (спица диам. 1 мм), 10 - балка рычага токосъемника (спица диам. 1 мм), 11 - площадка (белая жесть), 12 - шина (губчатая резина), 13 - упорная втулка (медная трубка), 14 - стойка (спица 0 1 мм), 15 - ось передняя (спица диам. 2 мм), 16 - передняя ограничительная шайба, 17 - передняя опора, 18 - Т-образный направляющий узел (мебельный полозок), 19 - токосъемники (оплетка экранированного провода), 20 - ограничительная стойка (спица диам. 1 мм), 21 - гайка М2, 22 - верхняя балка боковой фермы (спица диам. 1,5 мм), 23 - подшипник рычага токосъемника (белая жесть), 24 - ось рычага токосъемника (гвоздь о резьбой М2), 25 - электродвигатель ДК-5-19, 26 - водило (белая жесть), 27 - стойка (спица диам. 1 мм), 28 - задняя опора (белая жесть), 29 - шайба-фиксатор, 30 - нижняя балка боковой фермы (спица диам. 1,5 мм), 31 - ведомая шестерня Z=44, 32 - ведущая шестерня Z= 11, 33 - хомутик (белая жесть), 34 - гайка М2, 35 - винт М2. |
Чертежи для печати
|