ПУСТЬ СТАРТУЮТ «ЖИГУЛИ»

Пожалуй, нет другом машины, о которой столько писалось до ее выпуска и которую с таким нетерпением ждали автомобилисты. И надо сказать, что наиболее массовый легковой автомобиль, каким скоро станет «выпускник» ВАЗа, заслуживает такого отношения. Экономичный малолитражный автомобиль с удобной компоновкой при малых размерах и весе обладает многими достоинствами. Максимальная скорость его — 140 км/час, мощность двигателя — 60 л. с. Для машины характерна простота конструкции и отсутствие излишеств. Кузов отличается строгостью линий и рациональностью форм.

Последнее особенно привлекательно для моделистов, строящих копии всех типов. Поэтому прежде чем перейти к описанию самой машины, несколько слов о том, в каких вариантах может она выступать в нашем автомодельном «хозяйстве».

ВАЗ может быть прекрасной типовой моделью для начинающих, если сделать его из картона по предварительно заготовленным шаблонам. В таком случае днище кузова должно быть съемным и использоваться под установку резиномотора, микроэлектродвигателей, для тренировки моделистов в изготовлении деталей облицовки панели приборов и всего интерьера. При изготовлении модели-копии с электродвигателем лучше взять кузов типа «Универсал», а работая с двигателем внутреннего сгорания, придется располагать его горизонтально под капотом.

Но это отступление. А теперь о самом ВАЗе: сведения, полезные и моделистам, и тем, кто просто «для души» интересуется автомобильной техникой.

«Жигули» — автомобиль классической компоновки: двигатель расположен спереди, ведущие колеса — задние. Кузов — типа «седан» четырехдверный, с большой площадью остекления. Все панели кузова, в том числе крылья, соединены контактной сваркой. Сточный желоб крыши облицован молдингом, а порог кузова — хромированной панелью.

Окантованы металлизированными накладками и резиновые рамки переднего и заднего стекол. Все четыре дверцы ВАЗа открываются по ходу движения.

Салон отделан синтетическими материалами под искусственную кожу. Передняя панель облицована мягким пластиком с матовой поверхностью. Верхняя часть панели и противосолнечные щитки — с мягкой подкладкой. Над ветровым стеклом расположено зеркало заднего вида с переключением на два положения (чтобы не ослеплять водителя светом фар идущего сзади автомобиля). Кроме того, зеркало заднего вида имеется и на левом переднем крыле, а еще одно находится на правом противосолнечном козырьке. Водительские документы удобно хранить в специальном кармашке на левом противосолнечном козырьке. На панели приборов, кроме обычных шкал, сблокированных перед рулевой колонкой, видны также ручки управления отопителем и кнопки включения двухскоростного стеклоочистителя; здесь же находится радиоприемник. На щитке есть два регулируемых дефлектора для направления теплого воздуха на переднее стекло.

Капот двигателя открывается вперед изнутри кузова ручкой, скрытой под щитком приборов. Крышка багажника откидывается автоматически.

На ВАЗе установлен современный по конструкции, с высокими удельными показателями, созданный специально для эксплуатации в наших специфических условиях, четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,2 л с рядным расположением цилиндров.

Коробка передач — четырехступенчатая; все передачи, кроме заднего хода, снабжены синхронизаторами. Рычаг переключения передач установлен в задней торцевой крышке коробки и через люк выведен в кабину так, что его головка находится неподалеку от рулевого колеса. Это обеспечивает четкость и надежность включения передач.

У автомобиля оригинально устроена карданная передача, которая состоит из двух валов с промежуточной опорой: переднего открытого, расположенного за коробкой передач, соединенного эластичной резиновой муфтой с ее ведомым валом, заднего — закрытого, соединенного с передним валом и главной передачей при помощи карданных шарниров с игольчатыми подшипниками. Закрытый карданный вал проводит в трубе, с одной стороны установленной в промежуточной опоре, с другой — прикрепленной к картеру главной передачи. Таким образом, он совершает колебательные движения на неровностях дороги вместе с задним мостом. Труба берет на себя все толчки. Подвижного шлицевого соединения у карданной передачи нет, так как ее длина при работе подвески изменяется мало. Небольшие отклонения компенсируются передней резиновой муфтой и эластичными подвесками силового агрегата.

Главная передача состоит из пары шестерен с гипоидным зацеплением. Передаточное число главной передачи — 4,3. Как показали испытания, передняя подвеска на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, с торсионным стабилизатором поперечной устойчивости обеспечивает хорошую плавность хода и устойчивость.

Задняя подвеска — тоже пружинная с торсионным стабилизатором. Пружины опираются на специальные тарелки, приваренные к балке заднего моста и к основанию кузова. Внутри пружин, как и у передней подвески, находятся телескопические амортизаторы. Такое устройство подвески заднего моста потребовало ввести дополнительно четыре продольных и одну поперечную штанги, соединенные при помощи резиновых втулок с кожухом заднего моста и основанием кузова. Толкающие усилия от заднего моста к кузову передаются продольными штангами, а боковые усилия — поперечной штангой. Все шарниры не нуждаются в смазке.

Рулевое управление обычного типа. Шарниры рулевых тяг защищены от попадания пыли и влаги специальными резиновыми колпачками и не нуждаются в смазке. Она закладывается только при сборке или ремонте.

На автомобиле установлены шины размером 6.15-13''.

Автомобиль обладает хорошими динамическими качествами. Он преодолевает подъем с крутизной на первой передаче 36°, второй — 20°, третьей — 11° и на четвертой — 6,5°. Разгон с места до скорости 30 км/час осуществляется за 12 сек. Средний расход топлива составляет 8-9 л на 100 км.

В. ЕГОРОВ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ВАЗ «ЖИГУЛИ»

Число мест — 5 (включая водителя)
Вec, кг:
снаряженный — 945
полный — 1345
Габаритные размеры, мм:
длина — .4073
ширина — 1611
высота (без нагрузки) — 1440
База, мм — 2424
передних колес — 1345
задних колес — 1304
дорожный просвет, мм -170
скорость, км/час — 140
Число и размеры цилиндров двигателя — 4, 76х66
Рабочий объем, см3 — 1197,6
Степень сжатия и применяемый бензин — 8,8; АИ 93
Мощность л. с. при об/мин — 62 / 5600





Чертежи для печати

Источник: "Моделист-Конструктор" 1971, №3
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100