Обычно, когда звучат слова «история куклы», первое что приходит на ум, что речь пойдет о том, как развивались эти игрушки, от простейших примитивных соломенных и тряпичных кукол до современных, пластиковых, почти «живых», оснащенных всякими интересными возможностями. На самом деле, увы, никакой «истории» у кукол-игрушек нет. И развития, как такового, тоже не было.

 Это удивительно, но лишь на рубеже 19 и 20 веков произошел однократный и резкий скачок, в ходе которого эти игрушки сделали шаг из средневековья в современную эпоху. Все тогда поменялось резко и в одночасье. Так получилось, что старшие дочери в семьях играли самодельными тряпичными куклами, а младшие — уже фабричными фарфоровыми.

Разумеется, профессия кукольника существовала и в средние века, и в эпоху возрождения, и во время наполеновских войн. Их творения до сих пор можно видеть в музеях. Но все эти симпатичные куклы шестнадцатого, семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, сделанные из папье-маше, гипса, дерева или фарфора, вопреки распространенному мнению, игрушками не являлись. Они служили для украшения дома, для обрядовых целей, для домашних спектаклей и даже — государственными наградами. Во многих английских аристократических семьях до сих пор передают из поколения в поколение старинные куклы из гипса или папье-маше, которые были вручены их предкам лично королями или королевами за заслуги перед империей.

Почему дети не допускались в прежние времена до этих чудесных созданий, сейчас остается только гадать. Возможно, играла роль чрезвычайная дороговизна «хороших» кукол и их маленькая прочность (тогдашние материалы не отличались надежностью), возможно суеверия, — ведь эти куклы так были похожи на живых людей, а кое-где до сих пор верят, что причинив вред кукле можно тем самым причинить вред человеку, на которого она похожа.

Но как бы там ни было, так сложилось, что вплоть до второй половины девятнадцатого века «настоящими» куклами владели только взрослые, а детям доставались в удел домашние «самоделки» из соломы и тряпок. Обидно, согласитесь.

Меж тем взрослые для своих кукол не скупились. Для них придумывали поистине драгоценные наряды, в которых использовались и драгоценные камни, и жемчуг, и золотые нити. А технологии их изготовления не уступали порой по сложностям «военным» технологиям тех времен.

Что интересно, слабое развитие коммуникаций привело в тому, что в разных странах сформировались свои, уникальные методы изготовления кукол, порой очень непохожие на соседские методы.

В Англии, например, куклы делали сначала целиком из дерева. Это была очень тонкая и кропотливая работа, требующая очень высокой квалификации. Резчики-кукольники были наперечет, а их продукция стоила безумно дорого.

Поэтому технологию довольно быстро упростили. Сначала вырезали грубый образ из дерева. Потом покрывали его гипсом, из которого и формировали окончательные тонкие черты. Затем раскрашивали масляными красками. Неудивительно, что детям такие куклы не доставались — в слабеньких детских ручках такое изделие не прожило бы и суток.

А вот в Германии в те же древние времена делали совсем иначе. Куклы лепили из воска. Они были очень хороши, наверное, не хуже чем у мадам Тюссо. Но вот вы доверили бы ребенку для игры восковую куклу? То-то и оно!

А Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIIIдаже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное. И понятное дело, что взрослые не могли уступить детям право игры с такими чудесными игрушками.

Но прогресс требовал своего, и в конце XVIII века кукольники наконец занялись поисками подходящего материала для кукол, дешевого но качественного.

Не получилось.

Экспериментировали долго, количество изобретенных материалов перевалило за несколько десятков, но ни один не был хорош. Сейчас даже названия тех материалов не сохранились.

В роли спасителя выступила промышленность, придумавшая папье-маше для изготовления форм для отливок. Этот материал оказался настолько хорош для изготовления кукол, что сейчас только с ними и ассоциируется. Из фабричных ворот хлынул поток кукол из папье-маше. Они были всем хороши — стоили дешево, годились для массового производства и были очень хорошего качества. Но имели один недостаток — для детской игры они не годились, потому что боялись влаги и были очень непрочны.

И только во второй половине девятнадцатого века французские кукольники додумались до двух вещей: первое — ребенку в общем-то не важно, что там у куклы под платьем, главное, чтобы голова куклы была «настоящая». А второе… вторым открытием было то, что относительно дешевый грубый неглазированный фарфор, именуемый профессионалами емким словом «бисквит» удивительно напоминает по фактуре человеческую кожу.

post-8213-1281800778 thumb1

Старинная кукла из Бисквита

Мир захлестнула волна относительно недорогих, но восхитительных детских кукол с головками из «бисквита», которые удивительно напоминали живых людей. Дети, наконец, смогли удовлетворить свою многовековую тоску по настоящей кукле.

Но это уже другая история, которую мы расскажем отдельно.

 

Дизан группы A4J
Rambler's Top100