ФРЕГАТЫ

Содержание
Назад
Далее

Регулярный флот, костяк которого состоял из линейных кораблей относительно неповоротливых и тихоходных, нуждался в быстроходных и легких судах. Ими и стали фрегаты.

Слово фрегат пришло к нам из галерного флота, в котором так назывались легкие галеры, предназначенные для посыльной и разведывательной службы. В XVII веке появляются однодечные корабли нового типа, получившие такое же название. По своим мореходным качествам они обладали наибольшей скоростью и использовались для крейсерства, состояли при флотах как посыльные и разведывательные суда. Во время боя они поддерживали свои корабли артиллерийским огнем или шли на абордаж. Первый фрегат был построен в Англии Питером Петтом в 1646 году.

В России развитие регулярного флота и постройка фрегатов неразрывно связаны с именем Петра I.

Первый 44-пушечный фрегат был заказан в 1693 году в Голландии известному кораблестроителю Николосу. Фрегат, через год пришедший в Архангельск, имел в трюме разобранную галеру. Судно было названо «Св. Пророчество». На Соломбальской верфи был построен 24-пушечный корабль «Апостол Павел», хотя его можно отнести скорее к фрегатам, чем к линейным кораблям. В Вавчуге, где строили суда кораблестроители Баженины, в 1702 году в присутствии Петра были спущены на воду два фрегата — «Св. Дух» и «Меркурий». Все эти корабли стали ядром военной флотилии на Белом море.

29 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен на воду новый 30-пушечный фрегат «Штандарт» длиной 90 футов, шириной 24 фута и глубиной интрюма 9 футов. Это было одно из красивейших судов того времени. Сам Петр командовал фрегатом и привел его из Олонецка в Петербург. Долгую для деревянного судна службу прослужил фрегат и был разломан в 1729 году.

К 1714 году Россия имела уже солидный парусный флот, состоящий из 16 кораблей, несших от 43 до 74 пушек, 8 фрегатов и шняв, а также галерный флот, в который входило 99 полугалер и скампавей. Галерный флот был необходим для шхерных операций, а парусный крейсировал у Кронштадта.

При Петре были введены следующие классы кораблей и судов:

корабли — длиной от 40 до 55 м с тремя мачтами и вооруженные от 44 до 90 орудий;

фрегаты — длиной до 35 м, трехмачтовые, с 28-44 пушками;

шнявы — длиной 25-35 м, двухмачтовые, с 10-18 пушками;

прамы — плоскодонные суда, вооруженные 16-, 18- и 20-фунтовыми пушками;

флейты — грузовые суда с тремя мачтами, имевшие от 2 до 12 пушек.

Петр I создал русский регулярный флот и сделал Россию морской державой, но после его смерти начался период застоя. Строительство русского флота почти прекратилось. Были лишь достроены пять кораблей и фрегат, заложенные еще при Петре I.

14 октября 1768 года Турция под давлением Франции объявила войну России. О причинах ее возникновения мы говорили в первой главе. Необходимо было создать новый театр военных действий для отвлечения сил противника с главного направления на Дунае. Правительство России решило отправить из Балтийского в Средиземное море эскадру под командованием адмирала Г. А. Спиридова, в состав которой помимо семи линейных кораблей «Евстафий», «Святослав», «Три Иерарха», «Януарий», «Европа», «Три святителя», «Северный орел» входили и фрегат «Надежда благополучия», а также бомбардирский корабль «Гром», четыре пинка и два посыльных судна. Эскадра имела 640 пушек и 5582 человека команды десанта. В ее задачу входило оказание поддержки грекам в их борьбе против турок.

Спустя два с лишним месяца из Кронштадта в Средиземное море вышла вторая эскадра под командой контр-адмирала Эльфинстона в составе трех линейных кораблей (один из них, «Тверь», сломал рангоут в Балтийском море и вернулся в Ревель), двух фрегатов, трех транспортов и пинка. В задачу второй эскадры входило действовать на морских коммуникациях противника, мешая доставке продовольствия и снабжения в Константинополь. Впоследствии в Архипелаге и Средиземном море было пять русских эскадр, которые покрыли себя неувядаемой славой в Чесменском сражении, в Патрасском бою и другими славными делами. Так, фрегат «Св. Павел» под командой лейтенанта П. Алексиано с двумя полугалерами, находясь в крейсерстве, вблизи Дарданелл, обнаружил на острове Саро-Адаси в Саросском заливе турецкую крепость. Был высажен десант из 160 человек под командой Алексиано. Он атаковал крепость, имея только две пушки, и вынудил ее к сдаче. Было взято 16 орудий, много боеприпасов и оружия.

Чтобы обезопасить южные границы государства от турецко-татарских набегов, на реках Дон, Воронеж, Хопер началось строительство флота. К навигации 1771 года было построено 12 фрегатов, 5 прамов и 58 мелких судов, которые благополучно прошли в Азовское море, а в 1773 году вышли в Черное море. Под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина эскадра одержала ряд побед над турецким флотом. После этого был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор России с Турцией, по которому Турция уступала России побережье между Днепром и Бугом, Крым и Кубань, города Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, крепость Кинбурн. На Черном море устанавливалась свобода торгового мореплавания и прохода через проливы в Средиземное море.

Для создания Черноморского флота в 1778 году в устье Днепра был основан город Херсон с верфью для строительства нового флота, на которой сразу приступили к постройке судов средних размеров (а затем и линейных кораблей). В это время вместо шняв ввели 16- и 20-пушечные фрегаты, которые принимали активное участие в последующих военных действиях против турецкого флота.

Так, под командованием бригадира Де Рибаса запорожские казаки под прикрытием фрегата и канонерской лодки высадили десант на острове Березань и взяли находящуюся там крепость.

В сражении у острова Фидониси Севастопольская эскадра, состоявшая из 2 линейных кораблей («Преображение господне» и «Св. Павел»), 10 фрегатов («Андрей Первозванный», «Георгий Победоносец», «Берислав», «Стрела», «Кинбурн», «Таганрог», «Легкий», «Перун», «Скорый» и «Победа») и 24 мелких судов, встретилась у Тендровской косы с турецким флотом, состоявшим из 17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских кораблей и 21 мелкого судна. Русским авангардом командовал капитан-бригадир Ф. Ф. Ушаков, который контратаковал турецкий авангард. После трехчасового сражения турецкий флот, потеряв одно судно, вышел из боя и, пользуясь преимуществом в скорости хода, ушел на юг.

8 июля Севастопольская эскадра под командованием контрадмирала Ушакова в составе 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирского корабля, репетичного судна, 2 брандеров и 15 корсарских судов у Керченского пролива встретила неприятельский флот под командованием капудан-паши Гуссейна в составе 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 мелких судов, имевших свыше 1100 пушек. В полдень турецкий флот, находясь на ветре, атаковал русский авангард. Подпустив неприятеля на близкое расстояние, командир авангарда Г. К. Голенкин открыл ураганный огонь по турецким кораблям, чем вызвал панику и замешательство у противника. Ушаков поспешил на помощь авангарду.

Фрегаты вышли из линии баталии и составили резерв, предназначенный для оказания помощи там, где будет в ней наибольшая потребность, а также для развития и закрепления успеха. Чтобы сохранить наветренное положение, турецкая эскадра повернула на обратный курс, нарушив строй, и оказалась скученной, что дало возможность русским вести эффективный огонь. Большие потери понесли корабли капудан-паши и турецкого вице-адмирала, которые вышли из линии, а за ними и вся турецкая эскадра обратилась в бегство. Во время боя было потоплено одно турецкое судно со всем экипажем. Потери русских — 29 убитых и 68 раненых.

В знаменитом сражении у Тендры кроме других кораблей принимали участие шесть кораблей-фрегатов.

Интересна судьба одного из фрегатов.

Фрегат «Венус». Шла война со Швецией. 21 мая 1789 года русский 24-пушечный катер «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта Р. В. Кроуна у входа в залив Христианс-фиорд атаковал шведский 44-пушечный фрегат «Венус». Используя штилевую погоду, Кроун на веслах подошел к фрегату, став у него под кормой, и в течение полуторачасового боя снес у фрегата почти весь рангоут и такелаж, принудив его спустить флаг. В плен было взято 302 матроса вместе с командиром. Кроун взял на буксир шведское судно и привел его как приз.

Через некоторое время отремонтированный фрегат вступил в строй русского флота. Командовал им пленивший его уже капитан 2 ранга Кроун. На протяжении всей войны «Венус» одерживал победы над своим же флотом. Так, 26 мая «Венус» и когда-то пленивший его катер «Меркурий» атаковали у Питкопаса отряд шведских гребных канонерских лодок. Шведы в бою потеряли одну канонерскую лодку и, не принимая дальнейшего боя, отошли в шхеры. 10 июня отряд Кроуна в составе двух фрегатов и двух катеров атаковал отряд шведской гребной флотилии из девяти судов. Во время боя были захвачены в плен два шведских транспортных судна, а остальные суда поспешно укрылись в шхерах. На следующий день на помощь Кроуну прибыли десять канонерских лодок. Отряд шведской шхерной флотилии в составе 50 судов трижды пытался атаковать фрегат «Венус», но Кроун сам атаковал противника, который отступил, сжигая шесть своих наиболее пострадавших в бою судов. Одно судно было захвачено в плен, другое, предчувствуя неминуемый плен, выбросилось на камни.

В Выборгском сражении особенно отличился фрегат «Венус». Командуя отрядом фрегатов, капитан 2 ранга Кроун атаковал у острова Фиекар шведский гребной флот, врезавшись в его середину. Осыпаемые картечью шведские галеры и канонерские лодки после недолгого боя начали спускать паруса и флаги. Адмирал Чичагов, преследуя основной флот шведов, отдал приказ Кроуну вернуться к эскадре. Кроун подчинился, бросив почти сдавшегося противника, который поднял паруса и скрылся в близлежащих шхерах. Чичагову не удалось нагнать противника. Но в бегстве от главных сил русских отстал контр-адмиральский корабль, который после короткого боя спустил флаг. Подойдя к Свеаборгу, русский фрегат «Венус» встретился со шведским 64-пушечным кораблем «Ретвизан». Нанеся в ходе боя шведскому кораблю большие разрушения, русский 44-пушечный фрегат взял его на абордаж и захватил. После заключения мира между Россией и Швецией история фрегата не закончилась. Он был тимберован и вооружен 50 пушками. Во время войны с Францией (1804-1807) для защиты Ионических островов в Адриатике туда прибыли шесть отрядов из Черного моря и две эскадры из Балтийского, соединенные к началу 1806 года под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Эскадра состояла из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 6 корветов, 6 бригов, 12 канонерских лодок, госпитального судна и 2 транспортов. Фрегат «Венус» входил в эту эскадру. Под командованием капитан-лейтенанта Развозова он шел из Кастель-Нуво в Триест. Заметив французскую канонерскую лодку, «Венус» немедля вступает в бой и в коротком бою наносит противнику артиллерийским огнем большие повреждения. Лодка вышла из боя и укрылась под защитой крепостных батарей Капо д'Истрия.

Весь период войны с Францией фрегат «Венус» находился в самых горячих местах. Высаживал десанты, блокировал неприятельские крепости и порты, вел обстрел вражеских укреплений. В одном из крейсерств вблизи Далматинского берега фрегат «Венус» и 32-пушечный фрегат «Автроил» встретили 11 французских шебек и канонерских лодок. Завязался быстротечный бой. Два неприятельских судна были уничтожены и три взяты в плен. Остальным судам удалось бежать.

Во время блокады Рагузы «Венус» и корабль «Азия» беспрестанно отгоняли вражеские суда, которые хотели выйти или войти в Рагузскую гавань. В одной из перестрелок фрегата с крепостью Старая Рагуза «Венус» получил две пробоины — одну из них ниже ватерлинии, сильно пострадал такелаж. После ремонта «Венус» снова вступает в строй.

В 1806 году началась война с Турцией. Сенявин со своей эскадрой, состоявшей из семи 74-пушечных и одного 64-пушечного линейных кораблей, фрегата «Венус», шлюпа «Шпицберген» с десантом, вышел из Корфу и пошел в Архипелаг для военных действий против турок. Русский и английский флоты должны были блокировать Дарданеллы. Нужно было совместными силами прорваться к Константинополю и принудить Турцию к заключению мира. Однако командующий английской эскадрой вице-адмирал Дукворт отказался от прорыва, ссылаясь на необходимость спешного ремонта поврежденных кораблей, и увел эскадру на Мальту. Оставшись со своей эскадрой один без союзников, Д. Н. Сенявин решил взять остров Тенедос, который служил бы базой флота и был ключом к Дарданеллам, откуда можно было осуществить их плотную блокаду. 10 марта Тенедос пал. У неприятеля было взято 79 пушек, 3 мортиры и 1200 человек пленных. Фрегат «Венус» все это время нес крейсерскую службу на пути к Дарданеллам.

В войне с Англией 1807 года фрегат «Венус» стоял на ремонте в сицилианской гавани Палермо, куда подошла английская эскадра. Адмирал Торнброу потребовал сдачи фрегата «Венус», несмотря на то, что Палермо был нейтральным портом. Получив наглый ультиматум, экипаж фрегата единодушно решил в случае нападения англичан драться до последнего выстрела, а в случае невозможности отстоять судно от захвата — сжечь его. По соглашению с правительством Сицилии фрегат передавался ему до конца войны с Англией с тем, что по окончании военных действий он будет возвращен русскому правительству.

После окончания войны со Швецией и Турцией было обращено внимание на улучшение кораблестроения в Балтийском и Черноморском флотах. Все морское управление было сосредоточено в Адмиралтейств-коллегий. Наблюдение за кораблестроением было поручено главному инспектору — обер-сарваеру (должность, учрежденная еще Петром I), которым был назначен лучший русский кораблестроитель того времени А. Катасанов. В конструкцию кораблей, их вооружение, рангоут и такелаж было введено много новшеств. Так, прежние возвышения бака и юта корабля соединялись сплошной палубой, что позволяло поставить на ней добавочные пушки. Обязательными стали обшивка подводной части корабля медными листами и крепление железными болтовыми соединениями частей корпуса.

Все это отразилось на внешнем виде судов. Если линейные корабли оставались еще высокобортными с тремя и четырьмя деками, то их младшие товарищи, фрегаты, которые также могли идти с ними в кильватерной линии, были намного изящнее своих тяжелых собратьев. Это были самые красивые и совершенные суда того времени. По своей конструкции они отличались от линейных кораблей несколько меньшими размерами и имели до 60 орудий, расположенных на верхней и нижней палубах. Пушечные порты на нижней палубе (опердеке) отстояли от воды не менее чем на 1,8-2,5 м. Фрегаты обладали большой остойчивостью, имели высокие мачты, намного выше, чем были на линейных кораблях, и поэтому могли нести большую парусность. Скорость их хода была значительно выше, чем у линейных кораблей. Во всех боях русского флота, вплоть до конца XIX века, фрегаты принимали деятельное участие.

Фрегат «Крейсер». Первым из фрегатов, совершивших кругосветное плавание, был 32-пушечный фрегат «Крейсер», построенный в Архангельске и спущенный на воду 18 мая 1821 года. Строителем его был опытный кораблестроитель А. М. Курочкин. Командовал фрегатом капитан 2 ранга М. П. Лазарев. Это было его третье кругосветное плавание. Еще в 1813-1816 годах лейтенантом, он, командуя судном Российско-Американской компании «Суворов», совершил кругосветное плавание в Русскую Америку. Идя туда малоизвестным курсом, он открыл в Тихом океане, в южной Полинезии, атолл, который назвал именем Суворова (1814). Вторая его экспедиция была наиболее выдающейся. В ходе совместного плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. И. Лазарева была открыта Антарктида. Сопровождать фрегат «Крейсер» должен был, как транспортное судно, с продуктами и различными грузами, шлюп «Ладога», которым командовал старший брат Михаила Петровича капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев, в будущем вице-адмирал и кругосветный мореплаватель. Лазарев тщательно подбирал офицеров, ценя в них не внешний лоск, а честное, добросовестное исполнение служебного долга. Лейтенант М. Д. Анненков плавал с ним еще на шлюпе «Мирном» и имел опыт 12 морских кампаний. Лейтенант И. А. Куприянов, также совершивший кругосветное плавание, впоследствии стал вице-адмиралом, и в общем трижды огибал земной шар. Лейтенант Ф. Г. Вишневский — будущий декабрист. В 1826 году, после разгрома декабрьского восстания, был разжалован в рядовые с определением в дальние гарнизоны «до выслуги», послан в пехотный полк на Кавказ, где отличился в военных действиях против турок, после чего в 1832 году восстановлен в офицерском звании.

Мичман П. С. Нахимов, во время плавания получивший чин. лейтенанта, — будущий адмирал, флотоводец, герой Наварина, Синопа и обороны Севастополя. Мичман Е. В. Путятин — впоследствии адмирал, прославился как исследователь Японского моря и дипломат. Д. И. Завалишин — лейтенант, мореплаватель, исследователь Восточной Сибири. В 1824 году вошел в тайное общество декабристов, а после его разгрома был сослан на 13 лет в Нерчинские рудники. После амнистии остался в Чите, где изучал Сибирь. В 1863 году за обличительные статьи против местной администрации выслан из Читы.

Мичман А. А. Домашенко в 1827 году на линейном корабле «Азов» у берегов Сицилии во время шторма бросился в море, чтобы спасти сорвавшегося с реи матроса, и утонул вместе с ним. В 1828 году ему в Кронштадте был поставлен памятник на собранные товарищами деньги.

Все эти выдающиеся люди считали себя учениками Лазарева, гордились этим и старались своими действиями и поведением во всем походить на своего командира. Многие из них видели, как командир готовил фрегат к рейсу. Он не особенно доверял портовым чиновникам, заверявшим его, что на фрегате все в порядке. Лазарев по опыту прежних кампаний знал, что доверять портовому начальству нельзя, а тем более если судно отправляется в кругосветное плавание. Он сам проверил все крепления фрегата, обшивку, рангоут, такелаж и внутренние помещения вплоть до трюма. Осмотр показал, что фрегат нуждается в существенных переделках и улучшениях конструкции. Был подан рапорт командиру порта, какие работы нужно провести. Их было восемь, и касались они набора корпуса, ахтерштевня и рулевых петель, перестройки кают и других мест внутреннего расположения.

Он потребовал, чтобы вместо 36 пушек, положенных по штату, было поставлено 44 с заменой 20-фунтовых на 18-фунтовые карронады. По настоянию Лазарева и артиллерийского офицера к пушкам были поставлены для воспламенения заряда кремневые замки. В море «Крейсер» оказался прекрасным ходоком и несмотря на то, что «Ладога» была легче и меньше тяжелогруженого фрегата, она все время отставала, и «Крейсеру» приходилось убавлять паруса, чтобы не потерять ее из виду. На «Крейсере» не хватало опытных матросов, рулевых, артиллеристов и марсовых. Были набраны молодые неопытные матросы, которых Лазарев имел право заменить в случае их непригодности к дальнему плаванию опытными матросами из команд судов архангельской эскадры, которую фрегат и шлюп должны были встретить в Копенгагене, куда пришли на двенадцатый день. Противные ветры и штормы задержали суда почти на неделю. Пользуясь предоставленным ему правом, Лазарев взял с разных кораблей пятнадцать опытных матросов.

Следующим портом, куда должны были прийти суда для пополнения продуктов и воды, был Портсмут. Фрегат, имея лучший ход, пошел вперед, чтобы, прибыв в Англию, заблаговременно приготовить все необходимое для дальнейшего длительного плавания. 23 сентября, находясь у берегов Англии, «Крейсер» встретил сильный ветер. Целую неделю фрегат отстаивался на Дильском рейде. Во время вынужденной стоянки русские моряки были свидетелями многих аварий английских купеческих судов. Порт, несмотря на частую посещаемость, совершенно не имел необходимого навигационного оборудования. Через восемь дней «Крейсер» снялся с якоря и взял курс на Портсмут. Английский канал снова встретил фрегат штормом, который продолжался двое суток, и только отличные мореходные качества судна, искусство командира и четкая работа команды позволили «Крейсеру» избежать катастрофы.

Лазарев понимал, что ежедневные занятия с командой не только сделают из его подчиненных хороших моряков, но и помогут им войти в ритм повседневной морской службы. Он сам следил за временем постановки или уборки парусов. И чем дальше уходил фрегат, тем более был доволен командир слаженностью работы команды и мичманов, которые не только должны были бегать по вантам быстрее любого матроса в работе на реях, отвечать не только за свои ошибки, но и за ошибки своих подчиненных. Хотя вольнодум Завалишин и не всегда был в восторге от жестких требований командира, это не мешало ему выполнять свои обязанности ревизора. А без его подписи никакие предписания о расходе денег на фрегате не являлись законными. Ни одна копейка не тратилась Завалишиным понапрасну, чем он и заслужил уважение командира, офицеров и матросов «Крейсера». Впоследствии Лазарев дал начальнику Морского штаба в Петербурге прекрасную характеристику на Завалишина.

28 ноября, закупив астрономические инструменты и карты, пополнив запасы провизии и отремонтировав у «Ладоги» поврежденный рангоут, суда с попутным ветром вышли из Портсмута и взяли курс на остров Тенериф, а оттуда, приняв запас овощей, вина и свежих фруктов, — на Рио-де-Жанейро. 28 февраля 1823 года суда пошли через Тихий океан мимо мыса Доброй Надежды и Австралии. Пройдя меридиан мыса Доброй Надежды, суда попали в полосу штормовых ветров. Две недели непогоды измотали людей, казалось, что шторму не будет конца. Однако 18 мая пришли в порт Дервент на острове Тасмания. Лазарев был восхищен дисциплиной и слаженностью работы команды, о чем он уведомил Адмиралтейств-коллегию: «Суда мне вверенные, фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога», находятся в весьма хорошем состоянии, К удовольствию моему должен уведомить государственную Адмиралтейств-коллегию, что как офицеры, так и нижние чины обоих судов пользуются совершенным здоровьем»*.


* ЦГА ВМФ, д. 666, л. 409.

9 июня «Крейсер» вышел из Дервента, взяв курс на остров Таити, где он хотел запастись свежей провизией, водой и фруктами. На случай разлуки из-за непогоды встреча с «Ладогой» была назначена в бухте Матаваи острова Таити. 8 июля фрегат отдал якорь в бухте Матаваи, а через семь дней в бухту вошла «Ладога».

Спустя четыре дня после выхода в море суда расстались. Фрегат «Крейсер» пошел в Ново-Архангельск в Русской Америке, а шлюп «Ладога» в Петропавловск-на-Камчатке, чтобы сдать груз, а потом идти на остров Ситху. 31 июля фрегат пересек экватор, а через 17 дней экипаж отмечал годовщину кругосветного плавания.

3 сентября «Крейсер» был с большой радостью встречен русской колонией в Ново-Архангельске. С особой теплотой фрегат встречала команда шлюпа «Аполлон», которая с нетерпением ждала смены, чтобы скорее увидеть родные берега.

После разгрузки, исправления повреждений и просушки помещений «Крейсер» покинул гостеприимную бухту Ново-Архангельска, дождавшись «Ладогу». Снова вместе суда направились в Сан-Франциско. На одном из переходов при попутном сильном ветре, когда нужно было паруса взять на гитовы, с фор-русленей упал в воду канонир. Раздался крик: «Человек за бортом!» Вахтенный мичман Нахимов, не задумываясь, бросился к шлюпке и в считанные минуты спустил ее на воду.

Утопающий был виден, и шлюпка с шестью человеками, которую могло залить волной, была близка к канониру, но человек внезапно скрылся под водой. Возможно, его схватила акула, которые в изобилии водились в этих водах, а может быть, свели судороги. При подъеме шлюпку разбило о бизань-русленя, но Нахимов с матросами успели схватиться за такелаж и выбраться на палубу. О благородном поступке Нахимова командир доложил в Адмиралтейств-коллегию. После прихода в Сан-Франциско к «Крейсеру» и «Ладоге» присоединился «Аполлон». Там же стоял бриг «Головнин», принадлежавший Российско-Американской компании.

Шлюпы «Аполлон» и «Ладога», пополнив запасы продуктов и пресной воды, с попутным ветром вышли в море и, взяв курс на мыс Горн, пошли в Россию. А М. П. Лазарев, закупив 4488 пудов пшеницы и снявшись с якоря 17 февраля 1824 года, возвратился в Ново-Архангельск.

Здесь для обеспечения команды свежими овощами Лазарев приказал засеять огород. Соскучившиеся по земле матросы работали не покладая рук. Но и среди тщательно отобранных офицеров оказалась одна «паршивая овца». Старший офицер Кадьян, самодур и крепостник, для которого лучшим разговором с матросом были зуботычина и бесконечные придирки, так досадил команде, что матросы заявили: они не вернутся на фрегат, пока не уберут Кадьяна. Лазарев, узнав об этом и зная причины неприязни матросов, отправил этого офицера в Россию, якобы для лечения. Скрыв истинную причину увольнения Кадьяна, он спас матросов от суда как бунтовщиков. Фрегат «Крейсер» находился в Ново-Архангельске до октября 1824 года.

Его преемником был шлюп «Предприятие» под командованием ставшего вскоре известным мореплавателя О. Е. Коцебу.

Сдав крейсерство, Лазарев вышел из Ново-Архангельска и через 37 дней пришел в Сан-Франциско. Плавание было очень трудным: противные ветры, шквалы и сильные штормы. Фрегат простоял месяц, исправляя рангоут и такелаж. Отдохнувшая команда готова была идти как можно быстрее к родным берегам. «Крейсер» вышел из Сан-Франциско, взяв курс на Рио-де-Жанейро. Из-за частых штилей фрегат пришел туда только через 93 дня. Из Рио-де-Жанейро «Крейсер» вышел 22 апреля, а 5 августа под звуки собственного оркестра пришел в Кронштадт.

Фрегат после трех лет плавания имел блестящий вид, на нем царил полный порядок. Дух экипажа был так бодр, что казалось, будто фрегат не пришел из дальнего плавания, а собирается его сделать. Начальник Морского штаба 6 августа доносил императору: «Я осматривал фрегат и нашел его во всех отношениях не только в отличной, но и даже необыкновенно превосходной исправности». На «Крейсер» водили молодых гардемаринов. Опытные моряки приходили смотреть и поучиться у капитана, как можно содержать судно в таком порядке. Гардемарин С. Крашенинников, побывавший на фрегате после прихода его в Кронштадт, спустя много лет писал: «Старые балтийские моряки верно помнят еще, каким щеголем возвратился в 1825 году из вояжа фрегат «Крейсер». Нас, гардемарин, возили тогда осмотреть это образцовое судно. Живо помню, как поразили меня развешенные в батарейной палубе расписания и ортодонансы на чертежах фрегата; какая была чистота и все дышало порядком. Тут показали нам трисель-мачты и триселя — как новость, впервые введенную на «Крейсере»*.


* Морской сборник, 1868, № 2, с. 2-3.

Результатом проводимых фрегатом океанографических, астрономических, метеорологических наблюдений явилась книга под названием «Метеорологические наблюдения, производившиеся во время кругосветного плавания фрегата «Крейсер» под командованием капитана 2 ранга Лазарева 1-го в 1822, 1823, 1824, 1825 годах».

Фрегат «Паллада». Об этом фрегате очень много писалось. Он был назван в честь греческой богини Афины Паллады. Он был одним из последних парусных судов русского военного флота, совершившим свое замечательное и, к сожалению, последнее плавание. Он был спущен на воду в 1832 году. А в 1846 году фрегат был капитально отремонтирован.

Фрегат «Паллада» под командованием капитана 2 ранга И. С. Унковского вышел из Кронштадта 7 октября 1852 года. В поставленной задаче фрегату надлежало доставить дипломатическую миссию в Японию, которую возглавлял Е. В. Путятин, а секретарем был известный русский писатель И. А. Гончаров. Е. В. Путятин был мореплавателем. Мичманом он совершил свое первое кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», участвовал в Наваринском сражении, в блокаде Дарданелл. Его яркая биография как моряка и дипломата обеспечила ему быстрое продвижение по службе. Уже в 1842 году он в чине контрадмирала возглавлял русскую дипломатическую миссию в Иране, где добился отмены ограничений русско-иранской торговли по Каспию и установления регулярного морского сообщения между Россией и Ираном. Поэтому и выбор его как дипломата для переговоров с Японией был не случаен. Гордостью «Паллады» были ее офицеры и команда. Это К. Н. Посьет — впоследствии полный адмирал, гидрограф, исследователь Баренцева моря, автор трудов «Вооружение военных флотов» и «Артиллерийское учение». Лейтенантом на «Палладе» служил И. П. Белавенец, в дальнейшем капитан 1 ранга, ученый мореплаватель, принимал участие в описи восточных берегов Кореи, специалист по вопросам навигации и девиации компаса. Автор многих статей и книг. Старшим офицером фрегата был лейтенант И. И. Бута ков, ставший позднее командиром «Паллады», потом вице-адмиралом; кругосветный мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, участник Амурской экспедиции. Лейтенант П. Т. Тихменев — будущий историк Русской Америки, мореплаватель и писатель, его труд «Историческое обозрение образования Российско-Американской компании» в двух томах в 1863 году премирован Академией наук.

Осенние штормы в Немецком море потрепали фрегат. Судно нуждалось в ремонте, который и был произведен в Портсмуте. Первоначальный план идти проливом Дрейка, где мог появиться лед (да и в южном полушарии в это время года дули противные ветры), отпадал. Оставался второй путь — идти мимо мыса Доброй Надежды через Индийский океан к Филиппинам, а оттуда в Японию.

Два месяца длился переход через Атлантику. «Палладу» сопровождала винтовая шхуна под командованием капитан-лейтенанта В. А. Римского-Корсакова. 10 марта суда отдали якоря в бухте Фальсбей. Во время подготовки к переходу через Индийский океан были совершены экспедиции на побережье с глубь материка, собраны коллекции образцов флоры и фауны. Это позволило обогатить отечественную науку новыми сведениями. Через месяц, 12 апреля, на «Палладе» поставили паруса и взяли курс на Японию. По пути фрегат заходил на Яву, в Сингапур и Гонконг. Тихий океан встретил фрегат тайфуном, который мог стать роковым. Но, благодаря мужеству экипажа и умелому командованию, «Паллада» продолжала свой путь к японским берегам. Грот-мачта, у которой ослабели ванты и бакштаги, качалась, и были минуты, когда катастрофа казалась неминуема. Мачту удалось укрепить, потерянные паруса заменить новыми. На Бониновых островах в ожидании «Паллады» собрались русские суда: корвет «Оливуца», транспорт «Князь Меньшиков» и шхуна «Восток». Во время ремонта фрегата Е. В. Путятин на корвете «Оливуца» с молодыми офицерами и гардемаринами составлял описание трех групп островов и подробные карты.

Придя в Нагасаки, миссия начала переговоры с японскими представителями, принесшие положительные результаты. Фрегат посетил несколько японских островов. Посьетом была сделана подробная съемка берегов и внесены поправки в морские карты. Фрегат зашел в Манилу, где пополнил запасы продовольствия и воды, и пошел к берегам Дальнего Востока. Придя в Императорскую гавань, команда и офицеры перешли на пришедшую «Диану». На «Палладе» были оставлены подпоручик Кузнецов, боцман Синицын и десять матросов. Зиму «Паллада» простояла в гавани, а весной за ней пришли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца». Командиры двух судов увидели, что швы на «Палладе» разошлись настолько, что вода в трюме доходила до жилой палубы. Был получен приказ военного губернатора В. С. Завойко об уничтожении «Паллады». Старый моряк, ученик Лазарева, участник Наваринского сражения и военный губернатор Петропавловского порта, отразившего нападение англо-французской эскадры (шла Крымская война), понимал, что в сложившейся военной обстановке «Паллада» будет только обузой для остальных двух судов. Двадцать три года фрегат «Паллада» прослужил Родине, прежде чем окончить свои дни на дне Императорской гавани.

Переход от паруса к паровой машине. После Крымской войны 1855 года в России, да и во всем мире, прекращается строительство больших парусных военных кораблей. Вначале паровая машина ставилась в помощь парусам, а потом стала самостоятельным двигателем. Но как ни велика была роль судов, приводимых в движение паровой машиной, нельзя забывать и о парусах, которые и сегодня напоминают нам о днях прошедших: «Седов» и «Крузенштерн», «Товарищ» и многие другие бороздят моря и океаны. Как много лет назад, новое поколение моряков начинает с парусов.

Уже после новой строительной программы 1863 года были построены клипера с парусным вооружением и вспомогательной паровой машиной, заменившие парусные фрегаты. У клиперов были острые обводы носовой и кормовой части с сохранением полноты обводов мидель-шпангоута. Они предназначались для океанского крейсерства. С 1873 по 1880 год на отечественных верфях было построено восемь винтовых с парусным вооружением небронированных клиперов со скоростью хода 11-13 узлов и водоизмещением 1330 т. Их вооружение состояло из трех 152-миллиметровых орудий с поворотными платформами не верхней палубе. С 1867 года русский флот стал вооружаться стальными нарезными орудиями.

1863 год в истории русского военного кораблестроения был годом начала строительства броненосных кораблей. Адмирал И. Бутаков в этом году закончил свой труд «Новые основания пароходной тактики». Был основан Корпус инженеров-механиков — нужно было готовить и воспитывать личный состав кораблей, необходимый для парового флота.

Новая кораблестроительная программа принесла свои результаты: за короткое время было построено восемь броненосных кораблей разного типа и назначений, в том числе и усовершенствованные фрегаты. Это были двухбашенные и трехбашенные корабли: двухбашенные фрегаты «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» имели водоизмещение 3500 и 3650 т. Бортовая броня была по ватерлинии 102-178 мм, в башнях, защищенных 152-миллиметровой броней, помещались по два 280-миллиметровых орудия. Эти фрегаты строились в Петербурге. Там на новом адмиралтействе были построены трехбашенные фрегаты «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев». Их водоизмещение было около 3800 т. Фрегаты имели по три 280-миллиметровых орудия, башни были защищены броней толщиной 152 мм. Их машины мощностью до 2000 л. с. позволяли развивать скорость хода 11 узлов.

Говорить об этих кораблях как о фрегатах трудно. Они были заложены как фрегаты, но после спуска на воду, в связи с новой спецификацией, переводились в ранги броненосной башенной батареи. Так как крейсера стали классом боевых кораблей, то многие фрегаты стали крейсерами 1-го ранга. То же самое произошло с пароходофрегатами и корветами.

В конце 1891 года была разработана первая классификация, объявленная приказом по Морскому ведомству 1 февраля 1892 года. По этой классификации устанавливались следующие классы:

I. Броненосцы: эскадренные; береговой обороны. II. Крейсера: 1-го ранга; 2-го ранга. III. Минные крейсера. IV. Канонерские лодки: мореходные; береговой обороны. V. Пароходы. VI. Яхты. VII. Транспорты. VIII. Миноносцы. IX. Миноноски. X. Учебные суда. XI. Портовые суда.

Данная классификация не строго соблюдалась даже официальными органами Морского ведомства. Так, крейсера 1-го ранга получили деление на «броненосные крейсера» и «бронепалубные», большие миноносцы составляли класс контр-миноносцев, а затем эскадренных миноносцев, которые, как их предки — фрегаты, вписали много славных страниц в боевую летопись русского и советского флота.

Миноносцы — это фрегаты XX века. На смену парусным фрегатам пришли миноносцы, а точнее, как тогда их называли, — миноноски. Рождение первого в мире миноносца «Взрыв» произошло в России в 1877 году на заводе Берда в Петербурге. Это был первый мореходный миноносец длиной 36,5 м и шириной 4,9 м.

Следующим этапом в истории прогресса миноносцев как класса была постройка в Англии по русским чертежам миноносца «Батум», имевшего водоизмещение 48 т, длину 29,4 и ширину 3,4 м. Спущенный на воду в 1880 году, он в короткое время совершил переход из Англии в Черное море, показав отличную скорость хода и такие же мореходные качества. Несмотря на то, что он был меньших размеров, чем «Взрыв», вооружение его было мощнее: два носовых торпедных аппарата и одно 37-миллиметровое орудие. Английское морское министерство и пресса писали: «Не приходится сомневаться в том, что замечательные показатели этого судна явились побудительной причиной для нашего правительства, как и для многих других, приступить наконец к систематической постройке миноносцев первого класса»*. К концу XIX века почти все морские державы разрабатывают новый тип миноносца — контр-миноносец, который мог служить не только для боевых действий против миноносцев противника, но и сам наносить торпедные удары по крупным кораблям неприятеля. Возросли требования к скорости не только контр-миноносцев, но и остальных боевых кораблей, их живучести, непотопляемости, составу их вооружения и т. д.


Лупач В. С. Русский флот — колыбель величайших открытий и нзобретений. — М.: ДОСААФ, 1952, с. 119.

Русско-японская война показала ценность миноносцев как класса кораблей, которые выполняли повседневную работу военного времени. Это и охрана входов в порты, и постановка минных заграждений, и траление фарватеров от вражеских мин, и дозорная служба, и обстрел берегов противника, и участие в крупных морских сражениях.

Подвиг «Стерегущего». Неувядаемой славой покрыл себя экипаж миноносца «Стерегущий» под командованием лейтенанта А. С. Сергеева.

Посланные в море миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» для разведки Квантунского полуострова до острова Эллиот в ночь на 10 марта 1904 года были встречены четырьмя японскими контр-миноносцами — «Усугумо». «Синономе», «Акебоно» и «Сазанами». Силы были явно неравные. Миноносец «Решительный», обладая хорошим ходом, прорвался в Порт-Артур, повредив в бою японские миноносцы «Акебоно» и «Сазанам»». «Стерегущий», отстав, принял неравный бой. Этот бой вошел в историю русского флота как символ доблести и мужества русских моряков.

На «Стерегущем» повреждена машина, рулевое управление. Миноносец лишился хода. Стальной дождь осколков осыпает палубу. Убит командир. Разбита артиллерия. Японцы предлагают сдаться. Но русский флаг, прибитый к мачте, продолжает развеваться. На помощь ему спешат крейсеры «Баян» и «Новик», на котором находился адмирал С. О. Макаров.

Японцы пытаются захватить «Стерегущий». Однако несколько оставшихся в живых матросов предпочитают гибель в море. Увидев японскую шлюпку с десантом, матросы Василий Новиков и Иван Бухарев открывают кингстоны, и миноносец, унося с собой трупы убитых, уходит под воду. И сейчас в Ленинграде стоит памятник из бронзы двум матросам, поворачивающим маховик кингстона, с короткой надписью: «Стерегущий».

После русско-японской войны в 1907 году в России миноносцы, контр-миноносцы и минные корабли стали официально именоваться «эскадренными миноносцами», сокращенно эсминцами или лидерами. Это были уже не первые маленькие суденышки, которым по штату были положены паруса. В России после учреждения Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования с 1904 по 1912 год было собрано 18 миллионов рублей и на них построено 19 эсминцев и 2 подводные лодки. Эсминцы имели поршневые двигатели, работавшие на жидком топливе. В вооружении тоже были изменения. Так, отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов, заменив их палубными многотрубными, установленными на вращающихся платформах со специальными оптическими прицелами. Совершенствуется и сама торпеда. Выросли ее скорость, диаметр и вес. Увеличился калибр и дальнобойность орудий. На палубе у кормы с правого и левого борта прокладывали минные рельсы, на которых крепились мины. Увеличилось водоизмещение эсминцев, их длина и ширина. Так, эсминец постройки 1911 — 1913 годов типа «Новик» имел длину 102,4 м, ширину 9,5 м, осадку 3 м, водоизмещение 1260 т. Скорость его была 37,3 узла (а у первого мореходного миноносца «Взрыв» 12,3 узла). По тем временам это очень большая скорость. Напомним, что эсминцы, построенные в Англии и Америке во время второй мировой войны, могли развивать скорость до 38 узлов.

«Новик», построенный в Петербурге на Путиловском заводе, имел три турбины мощностью 40 000 л. с., четыре дымовых трубы, четыре 100-миллиметровых орудия, четыре пулемета, четыре двухтрубных торпедных аппарата и три винта. Дальность плавания у «Новика» была 1761 миля. Свое имя эсминец получил в память погибшего в русско-японскую войну крейсера «Новик».

«Погибаю, но не сдаюсь!» Такие сигналы были подняты на кораблях революционного русского флота в 1918 году.

Немцы захватили Крым. Нависла угроза над Черноморским флотом, стоявшим в Севастополе. Морской Главный Штаб (МГШ) обратился в Высший Военный Совет Республики с предложением о переводе флота в Новороссийск. Немцы потребовали сдачи Черноморского флота. Украинские националисты и контрреволюционно настроенные офицеры вначале отказались идти в Новороссийск и подняли на кораблях желто-голубые флаги Центральной Рады*. На эскадренном миноносце «Керчь» был поднят сигнал «Позор и продажа флота!».


* Орган буржуазно-националистической власти на Украине в 1917-1918 годах.

Утром 1 мая семь эскадренных миноносцев, дивизион сторожевых катеров и подводных лодок вошли в Цемесскую бухту Новороссийска. На оставшихся в Севастополе кораблях команды потребовали от командующего Черноморским флотом М. П. Саблина немедленного ухода оставшихся кораблей в Новороссийск. Немецкие части подошли к Севастополю и заняли высоты вокруг города и бухты. В Новороссийск пришли вторым эшелоном линейные корабли «Воля» (бывший «Император Александр III») и «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина II») в сопровождении эскадренного миноносца «Дерзкий».

Однако порт не был приспособлен для такого количества кораблей. Кроме того, не исключалась возможность захвата города с суши. МГШ, учитывая, что флоту уходить некуда, поскольку остальные порты Кавказа еще меньше подходили для его стоянки, представляет в СНК докладную записку, в которой, анализируя обстановку, приходит к выводу: флот, чтобы не достался врагу, придется затопить. На записке В. И. Ленин написал: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)»*.


Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 50. с. 81.

18 июня в 4 ч оставшиеся в Новороссийске корабли были стянуты на рейд Цемесской бухты, неся на своих мачтах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», а еще через некоторое время рейд был пустым. Эскадренный миноносец «Керчь», торпедировав миноносец «Фидониси» и выполнив свой революционный долг, взял курс на Туапсе. На траверзе Кадошского маяка радист «Керчи» с разрешения командира В. А. Кукеля дал в эфир радиограмму: «Всем, всем! Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».

19 июня в 4 ч 30 мин утра была затоплена своей командой «Керчь», Команда пошла воевать на фронты гражданской войны.

Корабли, оставшиеся в Севастополе, прошли весь путь унижения от немецкого плена до вывоза из Крыма разбитых в боях остатков белогвардейцев и были сданы бароном Врангелем французскому правительству, окончив свою жизнь на корабельном кладбище в Бизерте.

После гражданской войны Совет Труда и Обороны, возглавлявшийся В. И. Лениным, принял решение о подъеме потопленных в Новороссийске кораблей.

Первым был поднят эскадренный миноносец «Калиакрия». После ремонта корабль вошел в строй под названием «Дзержинский». Затем были подняты миноносцы «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный», «Сметливый», «Гаджибей», «Пронзительный». В 1932 году подняли «Керчь», его турбины были заботливо смазаны экипажем корабля перед затоплением и оказались пригодными для работы на электростанции.

Эсминцы в Великой Отечественной войне. В предвоенные годы была построена большая серия эскадренных миноносцев. С 1936 года вплоть до Великой Отечественной войны и даже во время ее ряды кораблей Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов пополнялись эсминцами.

Первые из них вступили в строй еще в 1936 году. Это были эсминцы типа «Гневный» и «Сторожевой». Их вооружение состояло из четырех 130-миллиметровых орудий со щитовой защитой, двух 76-миллиметровых зенитных орудий, четырех 37-миллиметровых автоматов и восьми крупнокалиберных пулеметов. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов с запасом 533-миллиметровых торпед. «Сторожевой» являлся прототипом «Гневного».

В эти же годы были построены прославившиеся во время войны эсминцы «Ташкент», «Ленинград», «Минск», «Москва», «Харьков», «Баку», «Тбилиси». Они проектировались и строились как флагманские корабли дивизиона эскадренных миноносцев — лидеры. Их обязанностью было выводить эсминцы в торпедные атаки на корабли и суда, охраняемые конвоем противника. Но, как и в первую мировую войну, им ни разу не пришлось выводить в торпедные атаки свои эскадренные миноносцы, как, впрочем, и лидерам всех других флотов мира. Зато они оказали неоценимую услугу не только флоту, но и сухопутным частям. Они охраняли конвои, перевозили войска, грузы, вывозили раненых, производили артиллерийские нападения на корабли и береговые объекты противника, осуществляли минные постановки. Их вооружение: пять 130-миллиметровых орудий, две 76-миллиметровые зенитные установки и два 533-миллиметровых четырехтрубных торпедных аппарата. Водоизмещение их было почти стандартным — 2700 т.

«Прорыватель блокады». Его называли по-разному: «Героем Севастополя», «Голубым крейсером» и «Голубым красавцем», но настоящее имя лидера эскадренных миноносцев было «Ташкент». Эсминец вошел в строй перед самой Великой Отечественной войной, в начале сорокового года. Водоизмещение 2895 т, длина 132 м, ширина 13 м, осадка 3,7 м, мощность 110 000 л. с., максимальная скорость 44,3 узла, дальность плавания свыше 4 тысяч миль. Вооружение: шесть 130-, шесть 45- и шесть 37-миллиметровых орудий, шесть 12,7-миллиметровых пулеметов, три трехтрубных торпедных аппарата, два бомбосбрасывателя. Экипаж 250 человек. Он был действительно красив своими стремительными обводами, скошенными к корме трубами и мачтами. Это было законченное произведение военно-морской инженерной мысли.

В тяжелые времена осады Севастополя лидер «Ташкент» высаживал десанты в осажденный город. С выходом противника к берегу Северной бухты разгрузка кораблей в Севастополе стала почти невозможной. Но кровопролитные и напряженные бои требовали непрерывной доставки военного снаряжения и людских резервов. «Ташкент» за пять дней, с 22 по 27 июня 1942 года, трижды прорывался в Камышовую бухту. В последний раз он доставил в осажденный город крупное пополнение — 142-ю стрелковую бригаду. Но нужно было еще погрузить почти две тысячи человек раненых и эвакуированных. Времени было в обрез. За 2 ч команда справилась с этой задачей. Она не только погрузила людей, но и приняла на борт огромный рулон панорамы «Оборона Севастополя (1854-1855 гг.)».

Во время обратного пути на Кавказ «Ташкент» в течение 3 ч подвергался массированным атакам вражеской авиации. За это время на корабль было совершено 96 налетов и сброшено 300 бомб. Была отбита и атака торпедных катеров противника. Вот что пишет об этих тяжелых часах вице-адмирал И. И. Азаров, бывший член Военного совета Черноморского флота: «Обратный путь в Новороссийск был более тяжелым. Противник решил .рассчитаться с «Ташкентом» за прошлый неудачный бой. С рассвета вражеская авиация непрерывно преследовала корабль. Самолеты бомбили и обстреливали его пушечно-пулеметным огнем. Среди находившихся на верхней палубе членов экипажа, раненых, женщин и детей появились жертвы».

Вода все прибывала в полученные пробоины, а самолеты продолжали бомбить «Ташкент». Стволы автоматов раскалились так, что их приходилось поливать водой. Группа севастопольских женщин, вооружившись брезентовыми ведрами и суповыми бачками, стала на подачу воды зенитчикам.

Разорвавшаяся бомба у правого борта образовала большую пробоину, и вода хлынула в первое котельное отделение. Вахту несли старшина 2-й статьи Василий Удовенко, котельные машинисты Федор Крайнюков, Михаил Ананьев и Александр Милов. В их распоряжении были буквально секунды, чтобы предотвратить катастрофу. Они выполнили до конца свой долг: прекратили в котле горение, стравили пар и перекрыли клапаны. Угроза взрыва котла и гибель корабля была ликвидирована ценой жизней Удовенко, Ананьева и Крайнюкова. Александр Милов, обожженный, сумел добраться до трапа. Вода, наполнившая котельное отделение, подняла потерявшего сознание Милова к люку, он был вытащен на палубу и приведен в сознание.

Еще одним взрывом бомбы корму встряхнуло так, что руль стал в нейтральное положение.

«Ташкент», принявший более 1000 т воды, казалось, вопреки законам плавучести продолжал малым ходом идти на Новороссийск.

Затоплены кубрики, центральный артиллерийский пост, где сосредоточены приборы управления огнем главного калибра, вода интенсивно поступает в первое машинное отделение. Уже под водой клапаны, регулирующие подачу смазки на турбину, циркуляционные насосы. Вахта во втором котельном отделении по приказанию командира погасила форсунки и покинула свой пост. Переборка не выдержала напора воды. В действии только два котла.

Инженер-капитану 3 ранга Павлу Петровичу Сурину — главному организатору борьбы за живучесть корабля — и самому временами кажется чудом то, что «Ташкент» держится на плаву.

Утром 27 июня на помощь «Ташкенту» из Новороссийска вышли эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Бдительный», сторожевые и торпедные катера, буксир «Черномор» и спасательное судно «Юпитер». На торпедном катере прибыл командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский и бригадный комиссар В. И. Семин. Поднятые в воздух истребители прикрыли лидер. Катера доставили мотопомпы.

Командир «Сообразительного» капитан-лейтенант С. С. Ворков быстро организовал прием людей с «Ташкента». «Сообразительным» и сторожевыми катерами было принято до 2000 раненых и пассажиров.

В 20 ч 15 мин «Ташкент» на буксире у «Бдительного» и спасательного судна «Юпитер» прибыл в Новороссийск. Подвиг «Ташкента» восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Жестокие бои в море, блокада, швартовка под обстрелом в необорудованной Камышовой бухте не смогли остановить ташкентцев. Они доставили более 3000 бойцов и командиров 142-й стрелковой бригады, сотни тонн боезапаса, продовольствия, вывезли за эти дни около 5000 раненых, эвакуировали свыше тысячи женщин и детей.

И вот настал трагический день. Мы не забудем его никогда. 2 июля 1942 года во время налета вражеской авиации на Новороссийск находившийся у стенки в порту лидер «Ташкент» был потоплен. Часть экипажа ушла в морскую пехоту, часть продолжала нести боевую вахту на кораблях флота.

Прошли годы. Ветераны постарели. Но легенды о подвигах не стареют. В наших сердцах вечно будет жить светлая память о мужестве моряков лидера «Ташкент».

Девизом и клятвой ташкентцев было всего несколько слов: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило».

Потомок фрегатов ведет бой. Кто на Северном флоте не знал эсминец «Гремящий»! Его имя произносилось с восхищением, а моряками даже с некоторой завистью. Как на Черном море был известен «Ташкент», так на Севере «Гремящий».

Свой первый бой в 1941 году он принял в Кольском заливе. Звено за звеном шли фашистские бомбардировщики, но прорвать заградительный огонь эсминца не могли. Вот задымил и врезался в скалы один из «юнкерсов». Следующий заход, и пятисоткилограммовая бомба рвется в 40 м от борта. Взрывом разметало орудийные расчеты. Другая бомба падает между «Гремящим» и мотоботом. Мотобот подбросило в воздух, где он переломился пополам и ушел под воду. И еще два вражеских самолета сбивает «Гремящий» в этом неравном бою.

Но главная роль, выпавшая на долю «Гремящего», — это проводка конвоев со своим напарником — эсминцем «Сокрушительный». В одной из проводок каравана «Гремящий» попал в сильный шторм. Обледеневают такелаж и надстройки, идут плотные снежные заряды. Но плохая видимость — наш союзник. В такую погоду тяжело рассмотреть через перископ проходящий даже вблизи конвой.

Путь преграждает немецкий рейдер. Наши корабли вступают с ним в артиллерийскую дуэль. На фашистском корабле первые попадания, взрывы и столбы дыма. Он не выдерживает боя и уходит за пределы видимости.

С «Гремящего» обнаружили перископ подводной лодки, которая действовала совместно с рейдером. «Гремящий» утюжит этот квадрат глубинными бомбами, пока на поверхности не расходится огромное масляное пятно и не всплывают какие-то обломки. Подводная лодка уничтожена.

Суровыми климатическими условиями отличается район, где приходилось действовать «Гремящему». Сложная арктическая зона. Баренцево, Белое и Карское моря страшны своими штормами, туманами и ледовой обстановкой не только для такого «малыша», как «Гремящий» водоизмещением 2380 т и осадкой 3,5 м. Здесь находили свой конец и суда в 10000 т. Особенно сложная погода бывает с октября по апрель. Штормы сменяют друг друга, высота волны до 8-10 м.

«Гремящий» сопровождал конвой, но в один из октябрьских дней начался шторм. Штормы были и раньше, но такого даже видавшие виды моряки не помнили. Свист ветра перешел в рев урагана. Крен эсминца достигал 50 градусов. Это был почти предел остойчивости корабля. Гигантские водяные валы перекатывались через палубу, заливая вентиляционные устройства. В провалах между волнами исчезали то сопровождаемый эсминцем транспорт, то сам эсминец, затем кто-то из них тяжело вползал на водяную гору, зависал наверху, и тогда было видно, как вхолостую работают винты.

Сто пятьдесят миль оставалось до пункта назначения конвоя, но ударом волны на транспорте «Марина Раскова» срывает руль, и теперь судно целиком находится во власти разбушевавшейся стихии.

Командир дивизиона эсминцев А. И. Гурин принимает решение взять транспорт на буксир. На транспорте сотни тонн ценных грузов, в которых так нуждается страна. Ночью о буксировке нечего было и думать, нужно было ждать рассвета и при этом не потерять транспорт из виду. С рассветом Гурин приказывает экипажу «Гремящего» подготовиться к буксировке, эсминцу «Громкому» обеспечить прикрытие от подводных лодок противника и плавающих мин.

Восемь невероятно тяжелых часов ушло на то, чтобы подойти к аварийному судну и подать буксир. Надо было подойти на близкое расстояние, но где эта точка, когда команда с транспорта сможет принять буксир. Если ошибиться несколькими метрами, очередная волна подхватит тебя как перышко и всей многотонной массой швырнет на неуправляемый пароход. Тогда неизбежна гибель двух нужных стране судов. Наконец буксир заведен. К ночи, когда до Белушьей губы оставалось около 120 миль, снова лопается буксирный трос, а утром снова адский труд с заводом буксира. Почти пять суток сквозь ураган вел «Гремящий» на буксире пароход. В нормальных условиях на это потребовалось бы пятьдесят — шестьдесят часов.

Весной 1943 года экипаж «Гремящего» первым из надводных кораблей был удостоен высокого звания гвардейского. За годы войны «Гремящий» отразил 112 массированных атак авиации, сбив 14 и повредив 23 фашистских самолета. Поврежден рейдер, потоплена подводная лодка и транспорт противника. Уничтожены артиллерийским огнем несколько береговых батарей и складов с боеприпасами.

В тяжелых условиях севера, под бомбами, атаками подводных лодок и торпедоносцев «Гремящий» прошел около 70 тысяч миль, обеспечив охрану и проводку свыше тысячи транспортов.

Бой «Беспощадного» и «Бойкого». Когда Украина и Крым были оккупированы фашистами, кавказские порты стали временной базой Черноморского флота. Противник, установив на побережье батареи и чувствуя себя в относительной безопасности у берегов, по морю перебрасывал свои войска и боевую технику на Юго-Восточный фронт.

Наше командование поставило перед отрядом советских кораблей боевую задачу: подойти к румынскому берегу и внезапным ударом обстрелять берега, а затем крейсировать на коммуникациях противника, уничтожая его транспорты.

Эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий» прошли уже 600 миль. Погода благоприятствовала скрытности подхода к неприятельским берегам. Туманы и частые штормы не позволяли самолетам противника вести воздушную разведку.

На подходе к побережью, выйдя из тумана, наткнулись на неприятельский конвой противника, состоящий из двух транспортов, танкера и кораблей охранения: канонерской лодки и сторожевых катеров. Вражеский конвой, попав в густой туман, побоялся идти дальше, чтобы не попасть на минное поле или на плавающую мину, и решил переждать туман, став на якорь под защитой своих береговых батарей. «Беспощадный» и «Бойкий», как два призрака, вынырнув из тумана, пошли в атаку. Выстреливаются торпеды, орудия ведут шквальный огонь. На дно отправляются два транспорта и сторожевой катер. Враг пытается скрыться в тумане, но «Беспощадный» и «Бойкий» находят противника. Прицельный огонь накрывает канонерскую лодку, а торпеды пускают на дно вражеский танкер и три сторожевых катера. И это под ураганным огнем не только кораблей, но и береговых батарей противника.

Это только малая частица тех подвигов, которые совершали советские военные моряки на эскадренных миноносцах в годы Великой Отечественной войны.



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100