ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ

Содержание
Назад
Далее

Это слово ассоциируется у нас с закованными в броню гигантами, ощетинившимися многоствольными орудийными башнями. Но всегда ли они были такими?

XVII век. В морском сражении между англо-французским и голландским флотами состоялся дебют нового строя морского боя — кильватерного. Англичане были поражены, когда увидели не скученную эскадру, а боевые корабли, следующие в одной кильватерной линии с расстоянием между кораблями около 100 м, которое строго выдерживалось. Англичане пустили по ветру грозное по тем временам оружие — свои подожженные брандеры. Голландцы, умело маневрируя, пропускали горящие суда в промежутки между кораблями. Союзный англо-французский флот был разбит у острова Тексель. Голландский адмирал де Рюйтер умело применил линейный строй с бортовым расположением артиллерии.

Применение такого строя потребовало строительства специальных боевых кораблей, поскольку каждый корабль занимал свое место в строю и мог оказаться один против более сильного противника. Эти корабли получили название линейных кораблей.

После первого боя в кильватерном строю все морские державы не только приняли этот вид строя, но также начали строить большие линейные корабли с несколькими палубами (деками), на которых располагались пушки, установленные уже не на колоды, а на лафеты с колесами, позволявшими их довольно быстро откатить после выстрела для последующего заряжания.

Развитие промышленных мануфактур дало толчок к развитию артиллерии. Мощные орудия одного калибра предназначались для каждой палубы. На верхней палубе размещались наиболее легкие 12-фунтовые, на второй палубе 24-фунтовые, на нижней палубе ставились самые тяжелые 49-фунтовые орудия.

В конце XVII — начале XVIII века корабли делятся на ранги, где главная роль в бою отводится линейным кораблям, у которых количество пушек достигает ста, а располагаются они на двух или трех палубах. Им присваивается название линейные корабли 1-го ранга. Ко 2-му рангу относятся 90-пушечные корабли, к 3-му рангу — 80-пушечные, корабли 4-го и 5-го рангов назывались фрегатами.

В России с созданием регулярного флота в царствование Петра I строятся корабли с разным количеством артиллерии — от 36- до 58-пушечных. С развитием флота длина кораблей увеличивается, совершенствуются их мореходные качества. К моменту смерти Петра русский флот состоял вместе с фрегатами из 48 единиц и имел двух- и трехдечные корабли, у которых на вооружении было от 40 до 100 орудий.

В 1723 году Петр I по своему проекту заложил в Санкт-Петербургском Адмиралтействе 100-пушечный линейный корабль длиной 55 м. Его строителями были Г. Окунев, И. Рамбург и В. Юшков. Корабль достраивали уже при преемниках Петра.

По штату, утвержденному Петровским регламентом 1722 года, распределение пушек по палубам линейного корабля было следующим: 100-пушечные корабли имели на полуюте четырнадцать 6-фунтовых пушек, на открытой палубе 30 пушек по 12 фунтов, на мидель-деке 28 пушек по 18 фунтов и на самой нижней палубе — гон-деке размещались 28 пушек по 30 фунтов.

Со смертью Петра в русском флоте наблюдался период застоя, сменившийся в 60-х годах XVIII века новым подъемом. К 1762 году русский военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 фрегатов и прамов, а также 99 галер. Был составлен «Регламент об управлении адмиралтействами и флотами».

Русские корабли в это время претерпели некоторые изменения в артиллерийском и парусном вооружении. Увеличился калибр артиллерии: вместо 30-фунтовых на нижнем деке стали ставить 36-фунтовые, на верхних деках 18- и 24-фунтовые. Блинд-стеньга на бушприте была снята — ее заменил стаксель. На бизань-мачте был заменен рей с латинским парусом на гик и гафель с косым парусом. Русский флот рос и качественно развивался. Это подтверждают его боевые действия и победа над шведами и турками.

Корабли адмирала Ушакова. 2 июля 1790 года эскадра под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова, имевшего свой флаг на 84-пушечном линейном корабле «Рождество Христово», вышел из Севастополя, взяв курс на Керченский пролив, где, по полученным сведениям, должен был находиться турецкий флот. В состав русской эскадры входило 10 линейных кораблей: «Рождество Христово», «Мария Магдалина», «Св. Павел», «Преображение господне», «Св. Владимир», «Апостол Андрей», «Александр Невский», «Георгий Победоносец», «Петр Апостол» и «Иоанн Богослов». В эскадру также входило шесть фрегатов, два брандера, репетичное судно и 15 крейсерских судов, всего 860 орудий.

Придя в Феодосию, Ушаков получил сведения, что за полсуток до него здесь была турецкая эскадра, но ушла в открытое море. Ф. Ф. Ушаков ожидал нападения турецкой эскадры на Крымское побережье. Поэтому русская эскадра от Феодосии пошла к Керченскому проливу. Дойдя до Таманских берегов и не обнаружив неприятеля, Ушаков повернул к Крыму, опасаясь оставлять Севастополь и Крымский полуостров без надежного морского прикрытия. На обратном курсе 8 июля русская эскадра стала на якорь на траверзе Керченского пролива, выслав в разведку в различных направлениях крейсерские суда. Одно из них, шедшее в сторону Анапы, просигналило, что видит «посторонние суда». В полдень турецкий флот под командованием капудан-паши Гуссейна в составе десяти линейных кораблей, восьми фрегатов и 36 мелких судов, имевший свыше 1100 пушек, находясь на ветре, атаковал русский авангард под командованием бригадира Г. К. Голенкина, в который входило два линейных корабля и фрегат. Завязалась ожесточенная артиллерийская дуэль. Капудан-паша сосредоточил на русском авангарде почти весь огонь вначале своего авангарда, а затем и остальных кораблей.

Голенкин, подпустив турок, открыл сильный ответный огонь. Ушаков, поставив все паруса, пошел на выручку авангарда. По его же приказу фрегаты вышли из линии баталии и составили резерв. Уменьшив интервалы между кораблями, Ушаков стал приближаться для нанесения сосредоточенного удара по авангарду и остальным кораблям противника.

Подойдя на картечный выстрел, Ушаков ввел в бой всю артиллерию, сосредоточив огонь на авангарде и кораблях флагманов, которые были в центре кордебаталии. Капудан-паша, стремясь сохранить наветренное положение, решил сделать поворот на обратный курс и улучшить свое положение по отношению к русской эскадре. Однако при повороте строй оказался скученным. Русская артиллерия вела разрушительный огонь. Особенно большие повреждения были на турецких кораблях капудан-паши и вице-адмирала. На последнем были сбиты фор-марсель и крюйсель, он прошел вблизи и вдоль всей русской линии и получил очень сильные повреждения. Оба судна имели большие потери в личном составе и были вынуждены выйти из линии баталии.

Бой у Керченского пролива помешал туркам высадить десант в Крыму, был потоплен один турецкий кирлангич — быстроходное парусно-гребное судно. Остальные турецкие корабли с наступлением темноты оторвались от преследования и ушли на юг.

Ф. Ф. Ушаков как флотоводец ввел новые приемы боя. Это была тактика наступления, которая шла вразрез с общепринятой линейной тактикой. В этом бою против 54 турецких кораблей выступили только 33 русских корабля, которые разбили неприятеля и заставили его отступить.

Так же было и в сражении у мыса Калиакрия, где под защитой береговых батарей стояло 78 турецких кораблей с 1800 орудиями. Это был мощный флот, впервые в таком количестве появившийся в Черном море.

Эскадра адмирала Ф. Ф. Ушакова имела в своем составе 16 линейных кораблей, два фрегата, два бомбардирских корабля, репетичное судно, брандер и 17 крейсерских судов. Зная о таком соотношении сил, да еще находясь недалеко от Босфора, командующий турецкой эскадрой Гуссейн-паша чувствовал себя в полной безопасности. Поэтому часть команды по случаю мусульманского праздника «рамазан» была отпущена на берег.

В полдень 31 июля 1791 года Ф. Ф. Ушаков обнаружил турецкий флот южнее мыса Калиакрия. В это же время Гуссейн-паше доложили, что в море обнаружены неизвестные корабли. Турки начали беспорядочно сниматься с якорей. Ушаков применил смелый маневр, решив пройти между берегом и турецкой эскадрой и тем самым выиграть ветер, который дул от норда. Турки, не успев выбрать якорей, рубили якорные канаты и уходили в море. Но при свежем ветре турки не смогли выдержать необходимой дистанции и сталкивались друг с другом. Командующий турецким флотом Гуссейн-паша поднял сигнал — строиться в линию баталии правого галса, что не удалось. Тогда адмирал Сейит-Али поднимает сигнал — повернуть всем на левый галс, за ним последовали и капудан-паша Гуссейн.

Однако Ушаков разгадал замысел Сейит-Али выйти на левый фланг русской эскадры и поставить ее в два огня. Ушаков, поставив все паруса, нагнал флагманский корабль «Капудание». Перерезав ему курс, с расстояния в полукабельтов открыл по нему огонь всем бортом. Турецкий флагман мог отвечать только носовыми орудиями. Вслед за «Рождеством Христовым», громившим турецкий флагман, подошла вся русская эскадра; завязался тяжелый морской бой, который продолжался до 20 ч 30 мин.

Тяжело пострадал турецкий авангард и флагманский корабль Сейит-Али «Капудание». Он потерял бизань-мачту, реи, его корма была полностью разбита. Один за другим турецкие корабли, сильно поврежденные, выходили из боя и в беспорядке отступали. Их спасло от полного разгрома наступление темноты и упавший ветер. На следующий день турецкий флот был рассеян между Варной и Босфором. Потемкин писал: «Турки даже не знают, куда девались рассеянные их корабли, многие выбросило на анатолийский берег. Шесть судов вошли ночью в Константинопольский канал весьма поврежденные. Адмиральский корабль тонул и просил помощи»*.


Адмирал Ушаков. Материалы для истории русского флота, т. 1. Сб. — М.: Военмориздат, 1951, с. 219.

Русские потери были: 17 убитых и 28 раненых. Победа русского флота при мысе Калиакрия ускорила подписание в Яссах предварительных условий мирного договора и самого договора в 1791 году.

Пар и броня. 18 ноября 1853 года. Русская эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в бою у Синопа применила бомбические орудия. В четырехчасовом бою с турецкой эскадрой и береговыми батареями противника, благодаря мужеству, стойкости и храбрости моряков, умелому руководству офицеров и заранее разработанному плану П. С. Нахимова с максимальным использованием бомбических орудий, было выиграно тяжелое сражение. Это был последний бой кораблей парусного флота.

Еще задолго до этого события, в 1824 году, механик Пожевского завода на реке Каме Павел Чистяков принимал участие в постройке первого русского бронированного парохода для судовладельца Всеволожского. Он предложил строить железные паровые суда с броневой обшивкой. Но вопрос о постройке мореходных броненосных кораблей был выдвинут только в 1857 году и тогда же была отменена программа строительства винтовых деревянных кораблей.

Правительством была утверждена судостроительная программа, по которой для Балтийского флота должно было быть построено 18 винтовых стальных линейных кораблей, 12 винтовых стальных фрегатов, 14 винтовых корветов и несколько других кораблей и судов. Управляющий Морским министерством адмирал Н. К. Краббе хотел передать за границу заказ на постройку бронированных кораблей, но передовая часть русских моряков и кораблестроителей во главе с контр-адмиралом А. А. Поповым выдвинула лозунг: «Строить флот дома!»

О первенцах броненосного кораблестроения уже рассказывалось в двух предыдущих разделах. После броненосных крейсеров «Генерал-адмирал» и «Александр Невский» в 1872 году на воду был спущен броненосец, в связи с 200-летием со дня рождения Петра I получивший название «Петр Великий». Этот и другие бронированные корабли такого же класса послужили началом массового строительства самых могучих кораблей русского флота того времени — броненосцев.

Новый броненосный флот потребовал новых кадров офицеров и матросов.

Были пересмотрены программы подготовки офицеров для флота.

Чтобы обеспечить Черноморский флот морскими офицерами, в Николаеве в 1872 году были открыты трехгодичные юнкерские классы, куда принимались юноши 19 лет на тех же основаниях, что и в Морской корпус. В 1890 году в Севастополе открылась машинная школа, в которой готовились машинисты, электрики и кочегары. Вслед за тем для подготовки комендоров, минеров, торпедистов были открыты минная школа и учебно-артиллерийский отряд или команда, как их тогда называли. В 1898 году число воспитанников в Морском корпусе г. Николаева было доведено до 600 человек.

Тактика флота в связи с качественным изменением кораблей меняется. Адмирал Г. И. Бутаков опубликовал свой труд — «Новые основания пароходной тактики».

В 1883 году для Черноморского флота были заложены, а в 1886 году спущены на воду три однотипных броненосца — «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп». Первый был заложен в Николаеве. Строитель — корабельный инженер А. В. Мордвинов. Два остальных строились в Севастополе. Их водоизмещение было почти одинаково — от 11 000 до 12 000 т. Максимальная длина 103,5 м, ширина 21,0 м, осадка 8,5 м. Вооружение состояло из шести 305-миллиметровых орудий в барбетах, семи 152-миллиметровых в бортах, а также восьми 47-, четырех 37-миллиметровых и двух десантных пушек.

Спустя три года после спуска на воду этих броненосцев, на Николаевской верфи был заложен еще один эскадренный броненосец «Двенадцать Апостолов», а в 1889 году «Георгий Победоносец» с максимальным водоизмещением 11 940 т. Он был почти однотипен с предыдущими кораблями, но у него были некоторые конструктивные изменения. К началу XX века Черноморский флот имел семь эскадренных броненосцев.

На Балтийском море за это же время были построены, не считая «Петра Великого», восемь броненосных кораблей. Это «Император Александр II», «Император Николай I», «Гангут», «Наварин», «Полтава», «Сисой Великий», «Севастополь» и «Петропавловск». Эскадренные броненосцы, вступившие в строй с начала 1900 года, были намного мощнее своих предшественников. Водоизмещение их было 12 674 т, наибольшая длина 132,4 м, скорость хода 18 узлов. Отличались они и качеством брони. На этой серии эскадренных броненосцев броневая сталь была цементирована. Броней были покрыты борта и палуба со скосами к бортам.

С 1901 года вступили в строй «Пересвет», «Ослябя», «Победа», «Ретвизан», «Цесаревич», «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов», «Слава», «Император Павел I», «Андрей Первозванный». С 10 октября 1907 года три последних стали называться линейными кораблями. Многие из них погибли в русско-японскую войну 1904-1905 годов, после которой кораблестроители и военные моряки поняли, что нужны новые, более быстроходные корабли, которые должны не только иметь надлежащую броневую защиту, но и дальнобойную артиллерию.

«Остров свободы». Флот оснащался сложной техникой и в связи с этим нуждался в грамотных и квалифицированных специалистах. Тысячи рабочих-специалистов стали организаторами революционных ячеек на кораблях. На Черноморском флоте в 1902-1905 годах образовалось много социал-демократических групп, вскоре объединившихся под руководством Центрального военно-морского исполнительного комитета РСДРП («Централка»). Комитет установил связи с Крымским союзом РСДРП, с комитетами ряда приморских городов, а также с Женевой, где находился большевистский центр во главе с В. И. Лениным.

Восстание на флоте рассматривалось руководителями «Централки» как часть всеобщего вооруженного восстания в России. Однако дальнейшие события заставили «Централку» пересмотреть вопрос о сроках начала революционного выступления.

7 июня вспыхнуло восстание — солдат севастопольской крепостной артиллерии, на защиту которого выступили матросы броненосцев «Екатерина II» и «Три святителя». В этих условиях «Централка» решила приблизить сроки восстания и начать его, когда Черноморский флот, оснащенный боеприпасами, будет готов к выходу в море на учение.

Но и этот план вскоре был поправлен событиями на броненосце «Потемкин».

27 июня 1905 года на броненосце, проводившем стрельбы у Тендровской косы, стихийно вспыхнуло восстание, поводом к которому послужил отказ команды от обеда, приготовленного из червивого мяса. Командование «Потемкина» пыталось расправиться с недовольными, но вызванный командиром броненосца Голиковым караул отказался стрелять в своих товарищей. Попытка офицеров самим расправиться с зачинщиками бунта вызвала вооруженное восстание. В завязавшейся перестрелке были убиты командир корабля, старший офицер и еще несколько офицеров, а остальные арестованы.

К восставшему кораблю присоединился миноносец № 267. Большевики были против преждевременного восстания на одном только корабле. Однако в сложившейся обстановке социал-демократическая организация броненосца стала во главе революционного выступления матросов. К сожалению, в самом начале восстания был смертельно ранен руководитель партийной группы, член «Централки» матрос Г. Н. Вакуленчук. Это во многом осложнило действия партийной организации.

Судовая комиссия броненосца, которую создали восставшие, назначила новый командный состав и приняла решение идти в Одессу на соединение с бастующими рабочими.

Одесса восторженно встретила корабль с развевающимся по ветру красным флагом. Похороны Г. Н. Вакуленчука вылились в мощную демонстрацию протеста против самодержавия. Но всеобщее вооруженное восстание в городе поднять не удалось. Во многом это объясняется тем, что незадолго до этого была разгромлена одесская большевистская организация, а меньшевики сделали все возможное, чтобы не допустить совместного вооруженного выступления матросов и рабочих города.

Момент был упущен. Царское правительство выслало на усмирение восставших эскадру кораблей из Севастополя. Однако матросы Черноморского флота отказались стрелять по своим братьям, а к «Потемкину» и миноносцу № 267 присоединился броненосец «Георгий Победоносец». Судовая комиссия «Потемкина» совместно с представителями двух других восставших кораблей разрабатывала план дальнейших действий, когда заговорщики на «Георгии Победоносце» посадили броненосец на мель. Это ослабило силы восставших и вызвало замешательство в их рядах. Кроме того, на «Потемкине» кончалось продовольствие и топливо. Было решено идти в Румынию. Однако правительство Румынии по просьбе царского правительства отказалось снабдить революционные корабли всем необходимым. Попытка достать провизию и топливо в Феодосии тоже кончилась неудачей.

Среди восставших начались споры в отношении дальнейшей судьбы кораблей. Победили сторонники ухода в Румынию.

7 июля 1905 года броненосец «Потемкин» и миноносец № 267 пришли в Констанцу, где моряки сдали суда, а сами стали политическими эмигрантами.

Царское правительство, напуганное восстанием на «Потемкине», решило стереть из памяти народа даже его название и переименовало броненосец в «Пантелеймон». Но подвиг «Потемкина» не был забыт... «Броненосец «Потемкин», — писал В. И. Ленин, — остался непобежденной территорией революции и, какова бы ни была его судьба, перед нами налицо несомненный и знаменательнейший факт: попытка образования ядра революционной армии»*.


Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 337.

В 1905-1907 годах последовал ряд мощных восстаний революционных солдат и матросов, которых воодушевлял пример «Потемкина». Восставшие учитывали опыт потемкинцев, все чаще и чаще выступая в союзе с революционным пролетариатом.

Этот опыт особенно пригодился в октябре 1917 года, когда под руководством большевистской партии тесный вооруженный союз рабочих, крестьян и солдат привел к свержению прогнившего режима, к победе социалистической революции.

Два боя «Славы». На Балтике в 1909 году были заложены «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут», которые были значительно совершеннее броненосцев, построенных до русско-японской войны. Их стали называть линейными кораблями. Эти корабли верно служили Родине во время двух мировых войн и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Их главными создателями были выдающийся кораблестроитель А. Н. Крылов и математик И. Г. Бубнов.

Корабли были почти однотипные — водоизмещением в 23 000 т, длиной 181,2 м, шириной 26 м, со скоростью хода 23 узла. Артиллерийское вооружение состояло из 12 орудий калибром 305 миллиметров, по три в каждой башне, 16 орудий калибром 120 миллиметров, четырех орудий калибром 47 миллиметров и четырех торпедных аппаратов. Борт башни, рубки и палуба были надежно защищены броней. В 1911 году почти такие же три корабля были заложены на Черном море в г. Николаеве — «Императрица Мария», «Император Александр III», «Екатерина II».

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Но еще 25 июля 1914 года командующий морскими силами Балтийского моря адмирал Эссен, видя неизбежность войны, объявил повышенную готовность кораблей и соединений флота. Были приняты меры, исключающие внезапное нападение немцев: в устье Финского залива находился постоянный дозор из крейсеров, приведены в полную боевую готовность отряды заградителей для постановки минных заграждений, началась охрана рейдов и соблюдение радиомаскировки.

Бригада линейных кораблей 26 июля перешла из Ревеля в Гельсингфорс для приемки угля и боеприпасов. 31 июля была произведена постановка центрального минного заграждения. Прикрывала постановку в районе маяка и мыса Пакерот бригада линейных кораблей. Они находились всегда там, где нужно было прикрыть наши легкие силы от флота Германии.

В октябре 1914 года закончился первый этап боевых действий на Балтийском море. Эта фаза характеризовалась проведением германским флотом демонстрационных действий с незначительными результатами: был потоплен крейсер русского флота «Паллада» от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой «У-26». Немцы потеряли крейсер «Магдебург», который на 15-узловом ходу сел на камни. По донесению наблюдательного поста на острове Оденсхольм русское командование направило к «Магдебургу» два крейсера в сопровождении дивизиона миноносцев. Немцы, видя безнадежность своего положения, взорвали свой крейсер, утопив предварительно секретные документы и трехфлажную сигнальную книгу германского флота, по которой немцы кодировали радиограммы. Русские водолазы подняли эти документы, которые в дальнейшем в руках русских и их союзников англичан облегчили ведение радиоразведки на Балтийском и Северном морях. С «Магдебурга» было взято в плен 57 человек команды и командир.

22 ноября 1914 года прибыл в Гельсингфорс и вступил в состав флота новый линейный корабль «Севастополь», а затем «Гангут», «Петропавловск» и «Полтава». Их предполагалось использовать в будущем для обеспечения активных минных постановок у берегов Германии и для боя с крупными силами противника в открытом море. После взятия Либавы немцы начали наступление на суше в сторону Риги.

Для оказания помощи своим войскам их флоту нужно было войти в залив, пройдя через Ирбенский пролив, который был заминирован и защищен кораблями Балтийского флота — миноносцами во главе с эсминцем «Новик».

26 июля русская разведка предупредила командование о готовившемся немцами прорыве через Ирбенский пролив крупными силами, в состав которых входили семь линейных кораблей, а также крейсера, миноносцы и тральщики. На помощь русским морским силам пришел линейный корабль «Слава».

Подошедшие немецкие тральщики под прикрытием легкого крейсера и миноносцев начали траление русских минных заграждений. «Слава», канонерские лодки и эсминцы, ведшие огонь по сухопутным позициям противника, переносят огонь на тральщики и их охрану. Русские снаряды рвались рядом с тральщиками и миноносцами, заставляя их менять курс. Первой жертвой русских мин стал немецкий миноносец. Через час от взрыва мины получает пробоину и крейсер. Его командир отдает приказ о прекращении траления и отходит курсом зюйд-вест.

Однако немцы не отказались от прорыва в Рижский залив и вскоре к проливу подошли два линейных корабля с тремя крейсерами, впереди под охраной миноносцев шли тральщики. «Слава» с первых залпов накрыла два миноносца противника. Один был утоплен, другой сильно поврежден.

16 августа немцы вновь предприняли попытку прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив силами, намного превышающими русские силы, защищавшие минное заграждение в проливе. Отряд противника состоял из двух новых линейных кораблей — «Нассау» и «Позен», крейсеров «Грауденц», «Пиллау», «Бремен», «Аусбург», свыше 30 эскадренных миноносцев, около 26 тральщиков, двух дивизионов катеров-тральщиков, восьми сторожевых кораблей и двух прерывателей минных заграждений. «Слава», открыв огонь, заставила неприятельские тральщики прекратить работу. Русские корабли находились в зоне разреженного тумана и были хорошо видны с немецких кораблей, которые оставались во мгле и были почти невидимы.

Из мглы вышел крейсер «Бремен», ведя огонь по «Славе», которая вышла из зоны обстрела. Командир «Славы» капитан 1 ранга С. С. Вяземский принял решение заполнить водой отсеки правого борта, тем самым увеличив угол возвышения орудий главного калибра. Дальность обстрела увеличилась до 90-93 кабельтовых. Разрывы снарядов со «Славы» ложились все ближе и ближе к «Бремену», и он отошел на вест. Его место в проливе заняли линейные корабли «Нассау» и «Позен». Каждый из них имел по двенадцать 280-миллиметровых орудий с дальностью стрельбы до 115 кабельтовых. Что мог противопоставить им линкор «Слава», прослуживший 12 лет, у которого было всего четыре 305-миллиметровых орудия? Отходя, «Слава», не имевшая возможности отвечать, перенесла огонь на тральщики.

С наступлением темноты силы прорыва немцев в третий раз отошли от Ирбена. К этому их вынудили находчивость командира старого линейного корабля и беспримерное мужество команды в сочетании с умением владеть своим оружием.

Командующий германскими морскими силами Балтийского моря принц Генрих в своем приказе писал: «Уничтожению «Славы» приписываю моральное значение». Кайзер Вильгельм II не раз требовал разделаться со «Славой»*.


* Корабли-герои. — М: ДОСААФ, 1976, с. 84.

К концу сентября 1917 года немецкое командование сосредоточило крупные силы для захвата. Моонзундских островов. Эта операция была одним из первых этапов плана уничтожения революционного Балтийского флота с последующим взятием Петрограда.

Контрреволюционное командование морскими силами Рижского залива и Моонзундского архипелага не приняло должных мер для обороны. Получив сведения о концентрации немецких войск и флота, о боевых действиях в Рижском заливе, второй съезд моряков Балтийского флота, созванный Центральным Комитетом большевистской партии, принял решение: «Флот исполнит свой долг перед Великой революцией. Мы обязались твердо держать фронт и оберегать подступы к Петрограду, мы выполним свое обязательство»*.


* Русское военно-морское искусство: Сб. — М.: Военмориздат, 1951, С. 447.

Для десанта германское командование выделило крупные сухопутные силы — 25 тысяч человек. В состав морских сил входили 10 новых линейных кораблей типа «Кёниг» и «Кайзер», линейный крейсер «Мольтке», 9 легких крейсеров, 56 эсминцев, 11 миноносцев, 6 подводных лодок, 26 тральщиков, 65 катерных тральщиков и много других судов. В операции также участвовала авиация, состоявшая из 9 дирижаблей и 94 самолетов.

Весь план по захвату Моонзундских островов имел кодовое название «Альбион», а морские силы назывались «Морской отряд особого назначения».

Революционный флот смог противопоставить два линейных корабля — «Слава» и «Гражданин», три крейсера, 30 эсминцев и миноносцев, тральщики, несколько вспомогательных судов и 30 самолетов.

С целью уничтожения находящихся в Моонзундском проливе кораблей германская эскадра шла двумя колоннами в составе двух линейных кораблей, восьми эсминцев и тральщиков. Вторая группа состояла из двух больших транспортов, тральщиков и миноносцев. Невдалеке находились легкие крейсера «Кольберг» и «Страсбург». Начался неравный бой, который был последним боем «Славы».

Около 9 ч 30 мин противник открыл огонь с дистанции в 130 кабельтовых, что превышало дальность стрельбы «Славы», «Гражданина» и крейсера «Баян». Русские корабли продолжали идти на сближение, после чего последовал ответный огонь с «Гражданина». Залпы «Славы» велись с предельной дистанции 112,5 кабельтовых. Почти сразу они накрыли тральщики, заставив их под прикрытием дымовой завесы прекратить траление и отойти. Один из снарядов попадает в немецкий эсминец, который, получив сильные повреждения, выходит из боя; второй, наткнувшись на мину, уходит под воду.

Вторично отогнав подошедшие немецкие тральщики, «Слава» переносит огонь на линейные корабли противника. Немецкие линейные корабли отходят, увеличивая невыгодную для них дистанцию, а затем открывают огонь по «Славе» и «Гражданину», используя преимущества дальности стрельбы своих орудий. «Слава» уклонилась вправо, чтобы выйти из-под обстрела, но неприятельские снаряды накрывают линкор; два снаряда рвутся в носовой части и один попадает в левый борт. Линкор через пробоины принимает 1130 т воды, появился крен, достигавший 8° с дифферентом на нос и осадкой в 5 футов. Крен удалось выровнять и довести его до 4°. В следующие 14 мин противник добивается еще четырех попаданий тяжелыми 12-дюймовыми снарядами в «Славу»; ее осадка увеличилась настолько, что не позволяла пройти Моонзундским каналом. И линейный корабль, который в годы первой мировой войны был самым знаменитым на Балтике, в 13 ч 20 мин застопорил машины. Командир отдает приказ зажечь фитили подрывных патронов. Команда перешла на миноносец. В 13 ч 57 мин раздался взрыв, но сама «Слава», как человек, не хотела умирать и оставалась на плаву. И только после торпеды, выпущенной в нее эскадренным миноносцем «Туркменец-Ставропольский», она затонула в самой узкой части пролива, преградив собой путь вражеским кораблям.

За время боевых действий на море с 12 по 19 октября русские потери состояли из линейного корабля «Слава» и эскадренного миноносца «Гром», были попадания двумя снарядами в линейный корабль «Гражданин» и одним снарядом в крейсер «Баян», боеспособность которых от этих попаданий не была нарушена. Германский флот потерял потопленными от мин и прямых попаданий десять эсминцев и шесть тральщиков. Были повреждены три линейных корабля, четыре миноносца и три тральщика.

Корабли штурмуют контрреволюционные форты. Еще не прошло года со времени свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Молодой республике приходилось противостоять врагам на всех фронтах от Черного моря до Ледовитого океана, от Дальнего Востока до Балтики.

Юденич и интервенты, белофинны и эстонские националисты сжимали кольцо вокруг столицы Советской республики. Флот после беспримерного в истории «ледового похода» оказался в ограниченной зоне восточной части Финского залива, имея одну базу на острове Котлин.

Базирование флота прикрывалось Кронштадским укрепленным районом и фортами «Красная Горка» и «Серая Лошадь» на левом фланге южного берега. В море на самых подступах к Петрограду были стянуты почти 100 кораблей английского флота, который активно поддерживал Юденича. Петроград был наводнен шпионами, диверсантами, всякими союзами бывших офицеров и людей, которым не по душе пришлась новая власть.

План интервентов, белогвардейцев и внутренних врагов, действовавших в Петрограде, заключался в том, чтобы, одновременно подняв мятеж в фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», захватить их и начать контрреволюционное восстание в Петрограде с наступлением на всех фронтах.

В ночь на 13 июня 1919 года гарнизоны фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь» во главе с комендантом, бывшим царским офицером Неклюдовым, поддавшись контрреволюционной пропаганде, подняли мятеж против Советской власти и перешли на сторону наступавших из Эстонии белогвардейцев Юденича.. С потерей двух фортов военная обстановка на подступах к Петрограду резко ухудшилась. Но это не внесло смятения в ряды героических защитников колыбели Революции. В данной ситуации большое значение имел флот, состав которого сильно сократился из-за недостатка квалифицированных кадров. Много моряков ушло на фронты гражданской войны защищать республику. Не хватало угля, мазута, соляра и многих других необходимых кораблям материалов, а также продовольствия. Поэтому еще до восстания на фортах часть флота была переведена на долговременное хранение. В составе действующих кораблей или ДОТ (действующие отряды) были два линейных корабля — «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», крейсер «Олег», два эскадренных миноносца — «Азард» и «Гавриил», четыре миноносца, два минных заградителя, два дивизиона тральщиков и дивизион сторожевых кораблей.

13 июня в 15 ч 15 мин восставшие форты начали боевые действия, открыв огонь по Кронштадту из 305-миллиметровых орудий. В это же время противник начал наступление на Ораниенбаум. Для главного удара по мятежным фортам предназначались линейные корабли «Петропавловск» и «Андрей Первозванный». Готовились и формировались части Красной Армии для наступления на восставшие форты с суши. 14 июня весь день продолжался бой между линейными кораблями и фортами. Окончательный штурм и овладение фортами было назначено на 15 июня.

В 3 ч ночи 15 июня береговая группа войск закончила развертывание и подтянулась к фортам. «Петропавловск» начал интенсивный обстрел «Красной Горки», а крейсер «Олег» — «Серой Лошади». Перешли в наступление при поддержке эскадренного миноносца «Гайдамак» береговые части, состоящие из революционных моряков и бронепоезда, который огнем своих орудий расчищал дорогу нашим частям.

«Петропавловск» подавил батареи «Красной Горки», где наблюдались сильные взрывы и пожары. Обманутые своими начальниками-предателями бойцы гарнизона группами и по одному переходили на сторону Красной Армии.

Сопротивление изменников было сломлено. В 17 ч огонь с «Красной Горки» прекратился. 16 июня огнем с крейсера «Олег» было подавлено сопротивление форта «Серая Лошадь». Над фортами вновь взвилось красное знамя молодой Страны Советов.

Разгром белых на захваченных ими фортах послужил началом общего разгрома армии Юденича, которая отступила к границам Эстонии. Угроза, нависшая над Петроградом, была ликвидирована.

Операция 13-16 июня 1919 года послужила примером и доказательством возможности взятия современных крепостей взаимодействующими сухопутными и воздушными силами при главном участии кораблей флота. Такие операции широко применялись советскими Вооруженными Силами во время Великой Отечественной войны.

Традиции Ушакова, взявшего Корфу за три месяца, остались в памяти русских моряков и нашли применение через несколько поколений.

Линкоры защищают город Ленина. Закончилась гражданская война. В строю остались считанные единицы кораблей и судов бывшей царской России. Предстояло преодолеть огромные трудности не только по восстановлению флота, но и всего народного хозяйства, разрушенного войной.

Страна переживала голод и разруху. Но Центральный Комитет партии и Советское правительство уделяли неослабное внимание вопросам восстановления флота.

В. И. Ленин писал: «Наша сила — полная ясность и трезвость учета всех наличных классовых величин, и русских и международных, а затем проистекающая отсюда железная энергия, твердость, решительность и беззаветность борьбы»*. Благодаря великому подвигу советского народа, героизму Красной Армии и Флота, братской солидарности трудящихся была одержана полная победа над внутренней и внешней контрреволюцией.


Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 43, с. 240.

25 апреля 1921 года, выполняя решения X съезда, ЦК партии принял постановление о возвращении на флот моряков-коммунистов, занятых на береговой работе, в народном хозяйстве и советских учреждениях. Проведенные правительством и партией меры дали положительные результаты в деле восстановления флота. В состав кораблей Балтийского флота вошли линейные корабли «Петропавловск», «Гангут» и «Севастополь». Изменилась жизнь молодой Страны Советов, изменилась и жизнь молодого Красного Флота. Менялись названия кораблей. Новые имена были выписаны на бортах кораблей: «Ленин», «Карл Маркс», «Карл Либкнехт», «Червона Украина». Линейные корабли получили названия в честь революции и революционеров разных времен; так, «Петропавловск» был назван «Маратом» — в честь французского революционера и якобинца, «Гангут» — «Октябрьской революцией», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну».

С первых дней Великой Отечественной войны в боевые действия включаются линейные корабли. Сотни гитлеровских самолетов бомбят приморские города и базы нашего флота, стараются уничтожить или повредить линейные корабли. Взаимодействуя с частями Красной Армии, флот сорвал попытку врага установить господство на Балтийском море. Упорной обороной Таллина, островов Моонзундского архипелага и полуострова Ханко флот отвлек крупные силы неприятеля с их главного направления на Ленинград.

Гитлеровское командование произвело перегруппировку и подтягивание новых сил, которые 8 августа после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление. Кровопролитные бои начались на подступах к Ленинграду. Части Красной Армии и Балтийский флот были брошены для отражения вражеских сил. Флот, перейдя из Таллина в Ленинград, принял непосредственное участие в обороне города Ленина. Линейные корабли «Марат» и «Октябрьская революция» занимают огневые позиции в районе Ораниенбаума и Кронштадта.

7 сентября корабельная артиллерия «Марата» и «Октябрьской революции» ведет беспрерывный огонь по противнику, вошедшему в зону обстрела корабельной артиллерии. Замаскированный на берегу корректировочный пост докладывает о передвижении на переднем крае противника. К орудиям подаются снаряды. Орудия наводятся на цель... Залп! Сотни килограммов взрывчатки летят в сторону противника. Уничтожены батареи противника, колонны танков и моточастей, разворочены блиндажи с живой силой. Вражеская авиация обрушивает на корабли многотонный груз бомб. Устье Невы и Кронштадтский рейд находятся под непрерывным огнем тяжелой артиллерии фашистов.

Корабли были почти лишены возможности маневрировать.

И только благодаря мужеству и героизму личного состава линкоры выстояли до конца, до прорыва блокады. Даже когда у «Марата» тысячекилограммовая бомба оторвала всю носовую часть до второй башни и он сел на грунт, три его оставшиеся башни продолжали громить врага. Огнем зенитной артиллерии двух линкоров были сбиты за годы блокады сотни самолетов противника.

Навсегда в памяти благодарных товарищей по оружию останется подвиг Ивана Томбасова с линкора «Октябрьская революция». Это было весной 1943 года. Весь день на линкор волнами шли фашистские самолеты, не прекращался артиллерийский обстрел корабля. Один из снарядов попал в фальшборт, и осколок прожег брезент, под которым находился боезапас. Возник пожар. Огонь все ближе подбирался к погребам. Все решали секунды, и Томбасов, не раздумывая и словно не чувствуя боли, принялся выбрасывать за борт раскаленные снаряды. Последний снаряд оказался роковым...

Приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом орудию, которым командовал старшина Иван Томбасов, присвоено его имя. Оно было навечно внесено в списки экипажа линкора, а Томбасов посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Корабли Краснознаменного Балтийского флота все годы тяжелой осады служили надежным щитом города Ленинграда.

Долгая жизнь «Севастополя». Корабль был заложен 16 июня 1909 года на Балтийском заводе Петербурга. Технический проект был разработан под руководством выдающегося кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова при участии профессора Военно-морской академии корабельного инженера Ивана Григорьевича Бубнова. Строительство вел корабельный инженер Н. Н. Кутейников. Корабль вошел в строй Балтийского флота 17 ноября 1914 года под названием «Севастополь», на месяц раньше собратьев — однотипных линейных кораблей «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут». Вскоре все четыре линкора включились в боевые действия против германского флота.

Наступил 1917 год. На сторону большевистской партии перешли экипажи линкоров «Гангут» и «Севастополь», крейсеров и миноносцев. Матросы выдвинули требования о немедленном устранении представителей буржуазии из состава Временного правительства, отмены смертной казни и освобождения из тюрем политических заключенных.

24 октября в Смольный прибыл В. И. Ленин, руководивший восставшим народом. С «Севастополя» в Смольный был направлен отряд матросов, которые принимали участие в штурме последнего оплота Временного правительства — Зимнего дворца.

Линкоровцы Балтики сражались на всех фронтах гражданской войны: в Поволжье и Туркестане, в Сибири и на Перекопе проходили боевые дороги моряков «Севастополя», «Гангута», «Петропавловска» и «Полтавы». А линейный корабль «Севастополь» после героического «ледового похода» стал на защиту революционного Петрограда, огнем своих орудий разгромил под Красным Селом скопление войск Юденича, чем помог нашим войскам начать наступление по всему фронту.

После окончания гражданской войны «Севастополь» стал на ремонт, который осенью 1924 года был завершен. Линкор вновь вступил в строй. В 1927 году на линкор «Севастополь» прибыл наркомвоенмор К. Е. Ворошилов, который принял участие в походе, наблюдая за выполнением учений на линкоре, и от имени правительства тепло поблагодарил личный состав «Севастополя» за отличную службу.

В 1929 году на Западе разразился экономический кризис. Натянутой стала международная обстановка, увеличилась опасность нападения на нашу Родину. В связи с этим решением правительства в целях укрепления Черноморского флота линкор «Севастополь», который в то время назывался «Парижской коммуной», был переведен на Черное море. (В 1943 году линейный корабль был снова переименован в «Севастополь».)

В годы Великой Отечественной войны «Севастополь» был грозой для фашистов. Артиллерия линкора не раз громила врага, уничтожала его танки и живую силу. Его помощь осажденному Севастополю неоценима. Приходы корабля нередко были настолько внезапны, что авиация противника не успела взлететь, а если и взлетала, то зенитки «Севастополя» победоносно отражали все атаки гитлеровских асов.

За успешное выполнение боевых задач «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени и стал Краснознаменным линкором.

Заканчивая рассказ о русских и советских линейных кораблях, которые по своей мощи не уступали новейшим дредноутам западных стран, уместно вспомнить слова академика Алексея Николаевича Крылова, который в 1908 году, выступая в Государственном совете, сказал: «Не о едином дне надо заботиться, а предвидеть, что можно, и проектировать корабль так, чтобы он возможно долгое время оставался боеспособным и мощным. Вот что положено мною в основу проектирования наших линейных кораблей».

Через 31 год после своего выступления в Государственном совете, в 1939 году, он с гордостью писал, обращаясь к советской общественности: «Прошло 25 лет с тех пор, как эти линейные корабли вступили в строй. Все иностранные сверстники наших линейных кораблей давно обращены в лом, наши же гордо плавают по водам Балтики и Черного моря». Здесь уместно добавить, что они прошли сквозь суровые годы войны, выдержав все испытания военного времени. Их уже нет в строю, но их имена с гордостью носят новые корабли, стоящие на страже мирного труда советских людей.



Новости Партнеров

Дизан группы A4J
Rambler's Top100