- Информация о материале
- Категория: Записки Витражиста
- Опубликовано: 28 апреля 2009
Чтобы паять паяльником надо иметь припой - то, чем собственно паяют, и флюс - то, чем смачивают спаиваемые поверхности перед пайкой.
Флюс выполняет несколько функций:
- Он предохраняет нагретый металл, который вы паяете, от окисления (к окислам припой не прилианет).
- Он смачивает поверхность металла и тем самым дает возможность припою также смочить спаиваемые поверхности, не растекаться капельками.
- Он растворяет уже образовавшуюся окисную пленку и смывает загрязнения.
Сушествует три наиболее распространенных флюса.
- Канифоль. Это очищенная хвойная смола. Она имеет кучу преимуществ: совершенно неагрессивна, ее пары не только не ядовиты, но еще и приятно пахнут ладаном. Она лучше чем другие флюсы смачивает и предохраняет спаиваемые поверхности, и дает возможность проще всего получить аккуратный шов. Недостатком ее является малая способность растворять окислы, а значит при пайке канифолью спаиваемые поверхности надо особо тщательно подготавливать. Но для витражей она не годится по другой причине. Остатки канифоли не смываются водой, только спиртом или растворителем, да и то, с трудом. Последующее же тонирование витражей требует тщательного удаления остатков флюса.
- Паяльная кислота. Это либо соляная кислота, либо раствор хлористого цинка, который в растворе при гидролизе высвобождает ту же соляную кислоту. Это идеальный флюс для старых окислившихся поверхностей. Не требуется тщательной подготовки и очистки деталей - кислота все смоет. У начинающих пайщиков лучше всего получается паять именно кислотой. Но кислота агрессивна и ядовита. Дышать парами HCl при пайке - это не лучший вариант для вашего здоровья. Если капнете на мебель или одежду, испортите и то и другое. Людей, паяющих кислотой, легко узнать по огрубевшей коже пальцев. Есть еще нюанс, если спаиваемые детали недостаточно прогреть, свободная кислота останется внутри паяного шва, и он будет корродировать.
- Хлористый аммоний, или, в просторечии «нашатырь» (не путать с нашатырным спиртом). Промежуточный вариант между кислотой и канифолью. Очищает почти так же хорошо, как кислота (хотя и чуть хуже). При этом не такой агрессивный. Пары хотя и мало приятны, и воняют дай боже, но не ядовиты. Смывается с ткани и мебели. Кожу пальцев все-таки дубит, но существенно слабее кислоты. Если шов с нашатырем плохо прогреть и нашатырь останется внутри, то сильной коррозии это не вызовет, а вот патина (особенно медная) потом на такой шов может лечь неравномерно, пятнами.
Я лично паяю нашатырем. Его можно купить задорого в витражных магазинах или задешево - в хозяйственных. Но не тех хозяйственных, что в Москве и крупных городах, а в тех, что поближе к сельской местности.
Дорогущий "витражный флюс" при ближайшем расмотрении оказывается раствором обычного нашатыря.
Крупные кристаллы нашатыря очень хорошо подходят для очистки жала паяльника по время пайки. Но с тем же успехом (и даже лучшим) очистить жало можно окунув его в раствор нашатыря. Просто отлейте немного в отдельную баночку и кунайте.
Припой для витражей Тиффани - это сплав олова со свинцом. По сравнению с чистым свинцом (который используется в классических витражах) такой сплав имеет ряд преимуществ: у него низкая температура плавления, а значит и окисления при пайке будет меньше, его пары существенно меньше ядовиты, он - прочнее. Кроме того и темнеет он не так сильно как чистый свинец, что может быть как достоинством, так и недостатком, в зависимости от обстоятельств. Недостатком такого сплава является малая пластичность по сравнению со свинцом, но для техники Тиффани она и не нужна.
Идеальный припой для Тиффани - это ПОС-60. Он имеет самую низкую температуру плавления и его пары почти не ядовиты.
Важная деталь. Очень часто ПОС-60 выпускается с канифолью внутри. Это очень хорошо для всяких паяльных работ, но не годится для витражей. Почему, я объяснил выше.
Требуйте в магазине ПОС-60 только без канифоли!